Исследования

Динамика основных показателей строительной отрасли ДФО

Дайджест представляет результаты оценки состояния и динамики развития строительной отрасли Дальневосточного федерального округа. На уровне макрорегиона и входящих в его состав регионов проанализированы данные об объемах выполненных строительных работ, структуре объектов строительства, численности и заработной плате занятых в отрасли. Отдельное внимание уделено вопросам объемов жилищного строительства, формирования стоимости строительства жилых помещений, динамики цен на первичном рынке жилья, а также действию программ льготного кредитования, в том числе Дальневосточной ипотеки.

Повышение эффективности управления северным завозом как инструмент обеспечения устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации

Авторы: Никишова М.И., Двигубский А.В., Григорьев М.Н., Иваницкая Е.В.
Проведен анализ текущего состояния северного завоза как фактора обеспечения хозяйственной (промышленной) и продовольственной безопасности Арктической зоны Российской Федерации, дана оценка организационно-правовым механизмам его осуществления. Представлена текущая система мониторинга и обеспечения информационной прозрачности процессов завоза, в том числе разработанная информационно- аналитическая система «цифровой двойник северного завоза». Даны предложения по повышению эффек- тивности механизмов северного завоза.

Перспектива инвестирования в лесоклиматические проекты в России

Авторы: Кузнецов М.Е., Никишова М.И., Стеценко А.В.
Целью исследования является обоснование перспектив инвестирования в отечественный углеродный рынок посредством лесоклиматических проектов (ЛКП). Главная задача состоит в определении предпосылок становления углеродного рынка в России, обеспечивающего формирование условий для устойчивого снижения выбросов парниковых газов. На первом этапе исследования проведен детальный анализ мировой климатической повестки, определены сущность и значение лесного климатического проекта в рамках регулируемых углеродных рынков, динамика развития рынка углеродных единиц. Показано, что с 2021 года реализуются положения Парижского соглашения, запущен «Зеленый курс ЕС», включены в систему торговли квотами ЕС проекты из сектора «лесное хозяйство и землепользование», приведен в действие механизм компенсации выбросов от международных авиаперевозок CORSIA.

На втором этапе проведена оценка возможностей углеродного рынка лесоклиматических единиц в России. Результаты показали, что наибольшими ресурсами по реализации ЛКП обладают регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Отмечено, что большой потенциал ЛКП в России связан с ключевыми направлениями совершенствования управления лесами на территориях государственного лесного фонда, способствующими приросту запаса углерода и снижению выбросов парниковых газов, лесовосстановлению на территориях, где уже были проведены сплошные рубки (дополнительные меры по ускорению процессов депонирования углерода и предотвращению эмиссии парниковых газов от неблагоприятных факторов), созданию новых лесных насаждений. Разработан метод оценки и развития потенциала углеродного рынка лесоклиматических единиц в России. В рамках этого метода можно определять перспективы реализации проектов (углеродный бюджет). Подготовлен калькулятор углеродных единиц для потенциальных инвесторов на Дальнем Востоке, в котором для них доступны выбор лесного участка через электронные аукционы и сделки с помощью электронной биржи.

Анализ механизмов поставок в Арктической зоне

Полное наименование: Анализ финансовых, логических, организационных и иных механизмов осуществления централизованных поставок продуктов, товаров и услуг в Арктической зоне. Научно-экономическое обоснование новой концепции «Северного завоза», разработка системы научно-обоснованных предложений по совершенствованию механизмов поддержки районов Арктической зоны Российской Федерации с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

По итогам проведенного исследования построена имитационная модель осуществления «северного завоза» («цифровой двойник»), позволяющая формировать систему для статистического наблюдения, определить узкие места и основные направления оптимизации поставок товаров первой необходимости в районы Крайнего Севера.

Моделирование последствий решений в области государственной политики

Полное наименование: Моделирование последствий решений в области государственной политики по развитию Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.
Целью данной стадии исследования является адаптация методологии анализа «затраты – выгоды» применительно к анализу транспортных проектов в РФ и её апробация на примере актуального проекта строительства мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска.

Определены ключевые виды эффектов, продуцируемые в ходе и в результате реализации проекта (экономия времени в пути для пассажиров, экономия расходов на эксплуатацию транспортных средств, влияние на окружающую среду, эффект сохранения жизни и здоровья и эффект от изменения логистических схем) и выполнена их количественная оценка.

#