Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» отмечают положительную динамику по развитию транспортно-логистической инфраструктуры «восточного» направления – особенно относительно мощностей морского и железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт

Переориентация грузопотоков по железной дороге на «восток» началась в 2021 году: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза и сохраняют положительные темпы прироста – в I кв. 2023 г. уже погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. также растут – 12,3 млн. т (на 36,3% больше уровня 2021 г.). 

В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). С осени 2022 г. применяют технологию погрузки контейнеров в полувагонах. 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка и погрузка – 2 650 ДФЭ и 2 930 ДФЭ соответственно.

В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, во всех направлениях перевезено 3,3 млн. т грузов. Экспортные перевозки угля и руды через пограничный переход Нижнеленинское – Тунцзян в I кв. 2023 г.- 529 тыс. т.

Росту грузоперевозок способствует развернувшаяся модернизация Транссиба и БАМа. Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 году до 400 млрд руб. в 2024.

На 2023 год подтверждено 250 млрд руб. финансирования, при этом за январь – июнь выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше бюджетных планов (изначальный план составлял 67 млрд руб.). В физическом и денежном объёме по итогам 6 месяцев ОАО «РЖД» выполнило работ больше, чем за весь 2021 год. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 года) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 году его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.

Морской транспорт

На Дальневосточный бассейн приходится 27% морских перевозок в стране. В 2022 году порты ДФО обеспечили 44% импорта, почти треть экспортных отправлений (29%), четверть каботажных перевозок. Объем морских контейнерных перевозок в 2022 году составил 2,3 млн ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент). По всем направлениям перевозок отмечен рост: экспорт – на 32,4%, импорт – на 21,2%, транзит – на 0,4%.

Объем перевалки грузов в контейнерах в морских портах России в 2022 году снизился на 23,4% при этом объем перевалки в контейнерах в портах Дальневосточного бассейна вырос на 8,5% и составил 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от общероссийских объемов. Общий объем перевалки контейнеров в портах Дальневосточного бассейна в 2022 году вырос на 17,9%.

В 2022 г. из портов ДФО отправлено более 190 млн. т экспортных грузов: 56% в Китай, 16% в Республику Корея и 11% в Японию. В порты ДФО прибыло около 16 млн. т импортных грузов: 62% из Китая, 25% из Республики Корея, 4,5% из Японии и 5,2% из стран Юго-Восточной Азии.