Хотя морской транспорт высоко конкурентоспособен по сравнению с другими видами транспорта, его развитие отстает.

Ограничители:

  • высокие затраты на внедрение современных технологий;
  • отсутствие системных инвестиционных инициатив;
  • недостаточное осознание выгод цифровизации.

Драйверы развития судоходства – глобализация и тренд на снижение загрязнения окружающей среды.

Судоходство дает 2,4% всех выбросов парниковых газов.

Под давлением «зеленых» в 2013 году Международная морская организация ввела стандарт энергоэффективности для новых судов. Построенные после 2025 года суда должны на 30% эффективнее использовать топливо.

Теперь требуется разрабатывать более энергоэффективные, надежные и экологически чистые суда с лучшей общей производительностью и более низкими эксплуатационными расходами.

Мировые лидеры судостроительной отрасли сделали ставку на концепцию Судостроение 4.0, основанную на масштабной автоматизации бизнес-процессов, применении аддитивных технологий, облачных вычислений, дополненной реальности и искусственного интеллекта.

Судостроительная промышленность России проходит через двойную трансформацию: восстанавливается после долгого застоя и сразу внедряет цифровые технологии.

Концепция создания высокотехнологичных верфей «Цифровая верфь», предложенная разработчиками Средне-Невского судостроительного завода, – ориентир для большинства отечественных предприятий.

Она предусматривает цифровизацию основных процессов верфи: проектирование, ремонт, обслуживание и производство судов, логистику и внедрение нового оборудования и программного обеспечения.

Цифровизация позволяет сократить время проектирования и сборки судов, улучшить точность, надежность и качество производства, а также снизить затраты на производство и эксплуатацию.

Возрождение отрасли финансирует Минпромторг РФ – на финансирование действующих мер поддержки гражданского судостроения в 2023-2025 годах предусмотрено 36 млрд руб.

В 2023-24 годах также предусмотрены 15 млрд руб. на финансовое обеспечение затрат на разработку и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования.

Также выделены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей, на приобретение гражданских судов, на строительство крупнотоннажных судов, рыбопромыслового флота, краболовов на верфях Дальневосточного федерального округа, а также программа льготного лизинга.

Из средств ФНБ до 2027 года софинансируется строительство гражданских судов.

На строительство морского и речного транспорта с 2023 по 2027 год будет выделено 136 млрд рублей, а построенные суда передадут транспортным компаниям в лизинг на срок до 25 лет. Средства ФНБ будут составлять около 60% от общей стоимости проекта.