В структуре экспорта водных биоресурсов (ВБР) из ДФО по физическому объему преобладают товары низкой ценовой категории, однако наибольший стоимостный рост экспорта пришелся на деликатесную продукцию, отмечается в исследовании «Параметры внешнеторгового оборота рыбной продукции в ДФО: объем, структура и стоимость экспорта», подготовленном экспертами «Востокгосплан».

Продукцию ВБР, отправляемую на экспорт, можно разделить на три ценовые группы: с низкой удельной стоимостью (до 2000 долларов США за одну тонну), средней (от 2000 до 4000) и высокой (от 4000 и выше).

Группа продукции с низкой ценой включает шесть товарных позиций ВБР: 5 видов мороженной рыбы и рыбную муку. «В 2019 году удельный вес группы в экспорте составил по физическому объему – 72,8%, по стоимостному – 36,2%», – пишут эксперты.

Группа продукции со средней ценой включает девять позиций, в том числе 3 вида мороженной рыбы, продукцию рыбопереработки, а также «водных беспозвоночных» и «моллюсков». «В 2019 году удельный вес группы в экспорте составил: по физическому объему – 19,3%, по стоимостному – 24,6%». – поясняют эксперты. Вместе с тем за 2015-2019 годы физический объем экспорта продукции данной группы увеличился в 1,9 раза. «Наибольший прирост (более чем в 2 раза) произошел по товарам: голотурии, гребешки, лососевые, треска и моллюски (каракатицы, кальмары, осьминоги)», – отмечают аналитики.

Группа продукции с высокой ценой включает пять товарных позиций, которые традиционно относят к деликатесам. А именно палтусовые, считающиеся наиболее дорогим видом рыбы; ракообразные (в том числе крабы); готовая и консервированная продукция из рыбы, включая лососевую икру, а также замороженные рыбные субпродукты: печень, икра, молоки. «В 2019 году удельный вес группы в составе экспорта ВБР составил: по физическому объему – 7,8%, по стоимостному – 39,2%. А за 2015–2019 годы прирост физического объема экспорта (в среднем по группе на 19%) отмечался по четырем товарным позициям, за исключением палтуса».

«Наибольший прирост физических объемов обеспечили: «Готовая или консервированная рыба, икра, и прочие ВБР» (в 4 раза), крабы (на 43,5%) и «Прочие ракообразные» (на 41%). Цена продукции в целом по группе увеличилась в 1,6 раза, в основном за счет повышения стоимости крабов на внешних рынках», – поясняют эксперты.

Вместе с тем, динамика экспорта группы товаров с высокой ценой указывает на увеличение спроса на деликатесную продукцию, в основном крабов, добытых в дикой природе. «Замедленные темпы прироста физического объема продукции по сравнению с ростом стоимости указывают на наличие естественных ограничений по увеличению объемов поставок «дикого» краба и отсутствию эффективных технологий по искусственному их разведению», – отметили эксперты.