Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» проанализировали производство ювелирных изделий от добычи сырья до продажи украшений и выяснили, что сдерживает рост ювелирного дела.
Добыча. По данным экспертов, рынок предметов роскоши в 2023 г. вырастет на 38%.
Рост добычи алмазов в РФ сдерживают:
- международные санкции;
- политический PR («конфликтные алмазы»);
- сужение мировых каналов сбыта;
- низкий внутренний спрос.
Для развития отрасли:
- создана система преференций для местных ювелиров на приобретение лотов на алмазы;
- введено субсидирование рассрочки платежа за приобретение драгоценных камней местными производителями.
Дизайн ювелирных изделий. С уходом из РФ международных брендов для российских дизайнеров, открывается большое окно возможностей. Однако в РФ пока нет системы для выявления и развития талантливых дизайнеров украшений.
Сдерживают развитие направления:
- ориентация на внутренний этнический и туристический спрос;
- слабый уровень компетенций в коммерческом дизайне;
- совмещение функций разработки дизайна с производством.
Позитивный тренд – вузы, готовящие дизайнеров, направляют студентов на стажировки на ювелирные предприятия.
Обработка и огранка. Огранка RussianCut известна во всем мире и считается «знаком качества».
По мнению огранщика ювелирных изделий Григория Каратаева, якуты – лучшие огранщиками в мире.
Но развитию этой сферы препятствуют:
- недоступность сырья;
- высокая конкуренция;
- нерентабельность малых производств из-за роста налогов;
- уход специалистов из огранки.
Изготовление. В этой сфере есть квалифицированные ювелиры, которые производят традиционные украшения, обереги и туристическую продукцию, создают украшения по индивидуальным эскизам.
Сдерживают развитие этой сферы:
- технологическое отставание;
- рост налогов (аналогично огранке);
- ориентация на мелкосерийное производство;
- низкий платежеспособный спрос на продукцию местных производителей;
- низкая стоимость изделий.
Для поддержки производителей введена частичная компенсация затрат на обновление оборудования производств.
Маркетинг и продажи. Якутские бриллианты пользуются высоким спросом на мировых рынках.
По словам креативного директора и основателя бренда Moonka Анны Письман, в рамках проекта «Приоритет – 2030» Universal University, ювелирно-гранильный кластер SAYBM и АГИКИ запускают летнюю ювелирную школу по созданию ювелирных коллекций в Якутии.
Сдерживают развитие ювелирного дела отсутствие доступа малых производителей к потребителю и отсутствие национального ювелирного бренда.
Частично снять проблему могут бесплатный маркетинговый консалтинг и бизнес-обучение в рамках программ господдержки МСП.