Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» проанализировали производство ювелирных изделий от добычи сырья до продажи украшений и выяснили, что сдерживает рост ювелирного дела.

Добыча. По данным экспертов, рынок предметов роскоши в 2023 г. вырастет на 38%.

Рост добычи алмазов в РФ сдерживают:

  • международные санкции;
  • политический PR («конфликтные алмазы»);
  • сужение мировых каналов сбыта;
  • низкий внутренний спрос.

Для развития отрасли:

  • создана система преференций для местных ювелиров на приобретение лотов на алмазы;
  • введено субсидирование рассрочки платежа за приобретение драгоценных камней местными производителями.

Дизайн ювелирных изделий. С уходом из РФ международных брендов для российских дизайнеров, открывается большое окно возможностей. Однако в РФ пока нет системы для выявления и развития талантливых дизайнеров украшений.

Сдерживают развитие направления:

  • ориентация на внутренний этнический и туристический спрос;
  • слабый уровень компетенций в коммерческом дизайне;
  • совмещение функций разработки дизайна с производством.

Позитивный тренд – вузы, готовящие дизайнеров, направляют студентов на стажировки на ювелирные  предприятия.

Обработка и огранка. Огранка RussianCut известна во всем мире и считается «знаком качества».

По мнению огранщика ювелирных изделий Григория Каратаева, якуты – лучшие огранщиками в мире.

Но развитию этой сферы препятствуют:

  • недоступность сырья;
  • высокая конкуренция;
  • нерентабельность малых производств из-за роста налогов;
  • уход специалистов из огранки.

Изготовление. В этой сфере есть квалифицированные ювелиры, которые производят традиционные украшения, обереги и туристическую продукцию, создают украшения по индивидуальным эскизам.

Сдерживают развитие этой сферы:

  • технологическое отставание;
  • рост налогов (аналогично огранке);
  • ориентация на мелкосерийное производство;
  • низкий платежеспособный спрос на продукцию местных производителей;
  • низкая стоимость изделий.

Для поддержки производителей введена частичная компенсация затрат на обновление оборудования производств.

Маркетинг и продажи. Якутские бриллианты пользуются высоким спросом на мировых рынках.

По словам креативного директора и основателя бренда Moonka Анны Письман, в рамках проекта «Приоритет – 2030» Universal University, ювелирно-гранильный кластер SAYBM и АГИКИ запускают летнюю ювелирную школу по созданию ювелирных коллекций в Якутии.

Сдерживают развитие ювелирного дела отсутствие доступа малых производителей к потребителю и  отсутствие национального ювелирного бренда.

Частично снять проблему могут бесплатный маркетинговый консалтинг и бизнес-обучение в рамках программ господдержки МСП.