Новый закон о северном завозе, его плюсы и подводные камни обсудили на полях Восточного экономического форума-2022 на сессии «Северный завоз: новая система снабжения», модератором которой выступил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Во исполнение поручения Президента РФ Правительство разрабатывает проект федерального закона о северном завозе, принятие которого позволит обеспечить надежность и своевременность снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а самое главное, снизить стоимость товаров для северян.

«ФАНУ «Востокгосплан» снимает вуаль секретности с северного завоза, шаг за шагом делая его более прозрачным», – сообщил Михаил Кузнецов, открывая дискуссию.

Об актуальности и новизне законопроекта о северном завозе рассказал Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

По его словам, в последнее время растет ответственность государства перед населением РФ. Основными триггерами, которые показали необходимость разработки и принятия закона о северном завозе явились ситуации в прошлом году, когда застряли несколько судов в районе Карских ворот и стало непонятно, какое судно пропустить в приоритетном порядке и дефицит судов в акватории тихоокеанского флота в Приморском крае. Также стоимость товаров северного завоза как минимум в два раза выше, чем в Центральной России, а стоимость угля в пос. Депутатский в Якутии выше в 11 раз за счет транспортировки с Хакасии через Мурманск.

Минвостокразвития разработал бюджетный кредит для участников северного завоза со ставкой 0,1% и горизонт в 5 лет для выбора наиболее подходящего способа закупок.

Г.Гусейнов отметил, что закон уже написан и разослан федеральным органам власти и в 25 субъектов РФ, работа экспертной группы продолжается. Основные принципы новой системы управления северного завоза: прозрачно, надежно, по доступной цене, на основе больших данных.

«Северный завоз – не просто решение транспортно-логистических задач, за каждым завезенным килограммом груза и тонной топлива вся наша команда видит благополучие каждой семьи», – заключил Г. Гусейнов.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, в свою очередь, отметил важность финансовой поддержки северного завоза. Речь идет о средствах бюджетам субъектов на возмещение расходов на уплату процентов по завозу грузов для государственных и муниципальных нужд, а также о льготных кредитах предприятиям. Так, объём средств предприятий для завоза грузов для государственных нужд и нужд населения достигает 45 млрд руб., что составляет примерно 3 млн тонн грузов. Из-за недостатка оборотных средств и крайне медленной оборачиваемости средств на северах (завоз топлива осуществляется на 3 года вперед) предприятия вынуждены брать кредиты.

По словам главы Якутии, четверть валового регионального продукта (375 млрд руб.)  приходится на северный завоз.  Он также предложил закрепить на законодательном уровне перечень опорной транспортно-логистической сети с включением транспортно-логистических центров. Упущением в законодательстве глава республики назвал отсутствие зимников, которых в Якутии 12000 км и благодаря которым северный завоз доступен дополнительно 3 месяца в год.

Первый заместитель губернатора Чукотского автономного округа Илья Давиденко также рассказал о ситуации с северным завозом в своем регионе.  «Северный завоз доступен на Чукотке 2-4 месяца в году и осуществляется с востока (Владивосток) и запада (СМП, с ледовой проводкой). Топливо – основа любой экономики, в год обходится в 11 млрд руб., 20% из которых – это проценты по кредитам и логистика, необходимо субсидирование», – рассказал он.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов в своем выступлении рассказал об истории закона о северном завозе в России и отметил, что торопиться с принятием закона не стоит, он должен быть тщательно продуман и выверен, необходимо разделить полномочия и назначить ответственного за его исполнение.

Первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Калинин поделился успешным опытом северного завоза в регионе. «Ямал уже имеет десятилетиями отработанную систему северного завоза, основанную на предпринимательской инициативе», – сообщил спикер.

Директор ФАНУ «Востокгосплан» М.Кузнецов, в свою очередь, презентовал разработанный институтом Цифровой двойник северного завоза, который поможет оптимизировать поставки, не снижая надежность, а также сделать северный завоз прозрачным. «Востокгосплан» совместно Республикой Саха (Якутия) провели картографию зимников, морских, речных перевозок с учётом глубин и сроков. В рамках проекта были определены объем стоимости завоза, параметры транспортировки, альтернативные маршруты.  Посчитаны объемы потребления. «Мы посчитали, что средний житель Якутии потребляет 800 кг продовольствия в год и теперь понимаем потребность в продовольствии каждого населенного пункта», – сообщил директор ФАНУ «Востокгосплан».

Михаил Кузнецов также представил прототип федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза и сообщил, что система будет открыта сегодня для предложений и наполнения информацией непосредственными участниками северного завоза. 

Подводя итоги дискуссии, модератор отметил, что был озвучен ряд важных предложений от регионов. Главный принцип – не навреди. По его словам, закон о северном завозе должен содержать конкретные меры, а не обязывать регион к чему-либо и не мешать бизнесу. Федеральным координатором закона о северном завозе участники дискуссии видят Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.