ФАНУ «Востокгосплан» продолжает презентацию лучших практик для повышения комфортности жизни в арктических муниципалитетах. Решения, вошедшие в экспертную подборку «Как жить на Севере», уже используются в населенных пунктах АЗРФ, они показали свою работоспособность и могут быть масштабированы на другие территории при разработке мастер-планов развития.
Стратегические пункты
«Говоря об Арктике, надо понимать, что вовсе не абсолютной численностью населения определяется здесь значимость городов или поселков, а их ролью в развитии экономической, инфраструктурной и логистической системы территории, – отмечает директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – 72% территории АЗРФ и 91% населения АЗРФ входит в зону транспортного влияния 16 опорных населенных пунктов. Их стратегическая роль в устойчивом социально-экономического развитии макрорегиона и поддержании национальной безопасности Российской Арктики очень высока».
Но при всей стратегической значимости арктических городов и поселков жить в них, мягко говоря, непросто. Проблемы территории: моноотраслевая структура экономики, сокращение численности населения, износ инфраструктуры, недостаток общественных пространств, климатические вызовы. Это обусловило выбор направлений при разработке и реализации мастер-планов. И уже имеющиеся успешные модели могут стать основой для новых стандартов в сферах строительства, транспорта, образования, здравоохранения.
Среди таких решений, например, создание торгово-логистических центров (ТЛЦ) в Якутии. Доставка грузов в арктические поселения – сложная задача и летом, и зимой. Добавим к этому острую нехватку современных мощностей для хранения продукции – и получим неминуемый дефицит, сезонные скачки цен, большой процент испорченных товаров. Поэтому проект строительства своеобразных хабов (а, кроме складов, овощехранилищ, холодильников и торговых площадей, в составе комплексов предполагаются даже небольшие цеха по консервации) настолько важен. Кстати, в ТЛЦ местные жители смогут реализовать продукты своего труда – там есть помещения для первичной переработки и хранения оленины, пушнины, рыбы, дикоросов. В Якутии уже введено 8 ТЛЦ в арктических улусах, а всего до конца 2025 года их будет 13. Сеть торгово-логистических центров рассматривается в том числе в разрезе формирования опорных точек для северного завоза.
Приглашается бизнес
В числе отобранных экспертами практик «Как жить на Севере» – проекты по поддержке предпринимательства. Бизнес идет туда, где ему комфортно и выгодно работать. Это та лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько хорошо власти умеют привлекать на территорию частные инвестиции и активных людей.
Например, в Мурманской области выплачивают субсидию на реализацию проектов придорожного сервиса. Это хорошая поддержка туристического бизнеса. В 2023 году с помощью властей запустили 3 проекта: кемпинг на автомобильной трассе «Автоподъезд к г. Апатиты», парковку рядом с придорожным комплексом «Атлас», реконструкцию действующего придорожного кафе и мини-отеля. В 2024-м году должны завершить 6 проектов.
Здесь же предоставляют грант «Губернаторский старт» – финансовую поддержку на аренду нежилых помещений или земельных участков, приобретение основных средств производства, расходы на рекламу и продвижение проекта, включая создание интернет-сайта, ремонтные и строительно-монтажные работы в месте реализации проекта. Еще два решения – грант для предпринимателей на приобретение франшизы и специальный ваучер на расходы в инновационной деятельности.
В Ямало-Ненецком автономном округе действует пакет мер, направленных на развитие потребительского рынка в муниципальных образованиях. Поддержка касается компенсации затрат на франшизу, а, кроме того, в рамках резидентства Арктической зоны, – части затрат на передачу земельных участков для инвестпроектов без конкурса. Предоставляются также льготные займы, гранты конкурсов «Свое дело» и «Бизнес-успех». Результат? По итогам 2022 года – 209 заявленных проектов с расчетной стоимостью 2,3 млрд рублей.
В Якутии появился амбициозный проект тиксинской молодежи «Сделано в Арктике». Его суть – создание единой базы данных производителей товаров и услуг арктической зоны не только Якутии, но и всей страны. Он подразумевает сертификацию товаров и услуг через единый патент для выхода на новые и международные рынки. Сама система «Сделано в Арктике» уже зарегистрирована в Росстандарте, Роспатенте и Едином депозитарии прав на интеллектуальную собственность. Кстати, проект получил премию «За развитие Арктики и Дальнего Востока» и стал финалистом Национальной премии «Россия-страна возможностей».
Цифровая трансформация
Многие проблемы, возникающие из-за удаленности северных территорий, значительно снижают свою остроту при устранении цифрового неравенства. Проект «Синергия Арктики» реализуется с 2023 года в рамках соглашения о взаимодействии между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России и Республикой Саха (Якутия).
«Синергия Арктики» предусматривает создание в экстремальных природно-климатических и географических условиях Якутии более 7 тысяч километров волоконно-оптических линий связи. ВОЛС обеспечат высокоскоростной доступ в Интернет для более чем 72 тысяч жителей Якутии, проживающих на территории 86 населенных пунктов Арктической зоны и труднодоступных территорий региона. Это даст кратное снижение стоимости услуг связи для людей. Первым районом, в котором был реализован проект, стал Жиганский улус. ВОЛС, построенная при участии «Ростелекома», охватила три населенных пункта — Бестях, Баханай и Жиганск.
А в Мурманской области запустили информационную систему «Молодая Арктика» – социальный навигатор для молодежи Мурманской области, работающий в формате веб-портала и мобильного приложения. Это очень действенный набор мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в общественную жизнь, реализацию своих возможностей и саморазвитие. В системе есть информация о грантовой и социальной поддержке, о точках притяжения молодежи, актуальные вакансии от работодателей региона. За активное участие начисляются баллы, их можно потратить в специальном разделе «Магазин» на различные бонусы – от бесплатных билетов на мероприятия до брендированной продукции.