В 2022 году законопроект о северном завозе был внесен в Государственную Думу. За год он прошел все согласования и рассмотрения, и был принят 4 августа 2023 года. 1 апреля 2024 года Федеральный закон № 411-ФЗ «О северном завозе» вступит в силу, и процесс поставки жизненно важных товаров и топлива в труднодоступные районы РФ изменится.

Сессия “Система управления северным завозом: новая реальность”, ВЭФ 2023

Открывая сессию «Логистика управления северным завозом: новая реальность», директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов предложил её участникам представить масштабы северного завоза: «Когда мы говорим «cеверный завоз» это означает 1016 населенных пунктов, получающих грузы, 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотники и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 000 маршрутам».

Без продуманной поддержки федерального центра сбалансировать такой механизм сложно. И во всех странах, которые сталкиваются с необходимостью обеспечения своих северных труднодоступных территорий, подобный завоз всегда существует при поддержке государства.

«Поэтому Восточный центр государственного планирования в 2021 году провел глубокий анализ всех аспектов северного завоза и, выявив проблемные моменты, предложил системно подойти к развитию этого механизма. Мы разработали первый вариант законопроекта о северном завозе. Любопытно, что до 2021 года в среднем объем завоза был чуть менее 3,5 миллионов тонн грузов ежегодно, а в 2022 году, в преддверии принятия законопроекта «О северном завозе», некоторые регионы пересмотрели состав грузов, и объем северного завоза вырос почти в 2 раза. Этот факт однозначно подтверждает важность закона, который должен сделать поставку прозрачной, управляемой и исключить её срывы», – подчеркнул директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов

И пригласил первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова рассказать о ключевых новеллах федерального закона № 411-ФЗ «О северном завозе».

«Новый закон станет правовой основой для государственной поддержки северного завоза», – отметил Гаджимагомед Гусейнов. – «Федеральный закон № 411-ФЗ «О северном завозе» предполагает выделение бюджетных кредитов на закупку грузов первой категории, перевозку грузов первой и второй категории единым морским оператором по льготным тарифам, государственное регулирования цен и другие меры господдержки. Для четкого разграничения зон ответственности и исключения дублирования полномочия участников всех уровней будут четко определены. Органы исполнительной власти субъектов получат право устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки, предельные значения розничных и оптовых цен, тарифы на перевозку, хранение грузов первой категории. Для оптимизации логистики и сроков поставки будет введен единый морской оператор северного завоза, которого будет на 15 лет назначать Правительство РФ. Будет создана федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза, которая обеспечит обработку и анализ информации о поставке, мониторинг движения грузов и выявление рисков возникновения сбоев в поставках. С вступлением в силу нового закона появится новая система управления северным завозом, которая снимет инфраструктурные ограничения и сможет предотвращать дефицит товаров в труднодоступных населенных пунктах».

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов

Историческое значение принятия Федерального закона «О северном завозе» подчеркнул председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Описав ключевые положения нового закона, он отметил, что быстрому принятию документа способствовала динамичная содержательная работа экспертной группы, в которую были вовлечены Министерство Российский Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и представители регионов.

«Проведенная совместная работа позволила получить документ, который по общему признанию стал системным, простым и понятным для правоприменения», – подчеркнул депутат и рассказал о том, что группа уже приступила к разработке необходимых подзаконных актов.

«На июньском заседании в Чукотском автономном округе, куда 97% северного завода доставляется водным транспортом, мы выявили проблемы, связанные с доставкой грузов по рекам, и на Президиуме Совета законодателей при Федеральном Собрании предложили увеличить критерии грузоподъемности судов, свыше которых необходимо предусмотреть двойные дно и борта. В связи с тем, что дополнительная потребность в судах порядка одной тысячи, мы запланировали при разработке закона о бюджете увеличить субсидии российским организациям на создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования», – сообщил Николай Харитонов.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов

«Новый закон стал ядром целостной системы нормативного регулирования отношений в области северного завоза. Его положения взаимоувязаны с нормами закона о контрактной системе, а также нормами гражданского, бюджетного, административного, антимонопольного и иного законодательства», – отметил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Григорий Ледков.

Это позволит расширить круг поставщиков, усилить конкуренцию среди участников северного завода и, соответственно, повысить качество выполнения поставки.

Президент, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорий Ледков

Однако, по словам Григория Ледкова, несмотря на то, что закон предполагает финансовую поддержку в виде бюджетных субсидий для участников, обеспечивающих северный завоз, по информации из регионов многие предприниматели заинтересованы также в получении такой поддержки, как льготное кредитование.

«Это особенно актуально в условиях удорожания кредитных ресурсов. Подобный механизм уже показал свою эффективность в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства», – подчеркнул Григорий Ледков.

Северный завоз – масштабная кампания по доставке жизненно важных грузов и топлива для более чем 3 миллионов жителей из 25 субъектов России. Ежегодно на неё предусматривается 87 миллиардов рублей. Чукотка принимает почти 10% грузов завоза, 18% – Камчатский край, а наибольшая доля – 55,5% поставок приходится на Республику Саха (Якутия).