Сколько понадобится судов для обеспечения перевозок водным транспортом в ближайшие годы в России? Какие направления развития судостроительной отрасли в нашей стране можно выделить в связи с этим?

Источник: Андрей Сорокин/ЯСИА

На эти и другие вопросы призвано ответить исследование, которое проводят специалисты ФАНУ «Востокгосплан». Ученые решают задачу совершенствования методических подходов к обоснованию потребности во флоте с учетом экономических и политических факторов (в том числе санкций, повлекших и закрытие границ, и волатильность на мировых сырьевых рынках, и сжатие спроса на товары и услуги). В основе расчетов используют показатели грузовой базы, текущего состояния флота, а также прогноз экспорта, импорта, строительства и списания плавсредств. Это позволяет оценить потенциальную потребность нашей страны в грузовых судах до 2030 г.

«В настоящее время в РФ более половины сухогрузных судов морского транспорта и 41% наливных старше 30 лет. Это же касается внутреннего водного транспорта: за 30-летний возраст перевалила значительная часть плавсредств. То есть у большинства грузовых судов срок службы превышает нормативный. К 2030 году должно быть списано более 90% грузового флота ввиду его неудовлетворительного технического состояния», – сообщили в Востокгосплане.

В последние годы пополнение состава флота новыми судами в масштабах отрасли было сравнительно небольшим. Среди причин – высокая капиталоемкость судостроения, из-за чего невозможно реализовать проекты без привлечения заемных средств, высокая стоимость кредитных ресурсов для судоходных компаний, длительные сроки окупаемости судов (грузовой флот – 12 лет, пассажирский – более 25 лет). Поэтому дисбаланс по вводу и выводу подвижного состава водного транспорта сохраняется. С 2016 года российские верфи обеспечили замещение около 3/4 списанного флота. Показательный пример: с начала 2022 года количественный состав морского флота в целом сократился на 71 судно, а пополнился лишь на 54 (из них 13 – грузовые).

Специалисты оценили потребности в водном транспорте (включая малотоннажные суда) в рамках двух моделей прогноза – по оптимистическому и пессимистическому сценариям.

Оптимистический сценарий предусматривает дальнейшее обновление судов согласно текущей тенденции (делается упор на ремонт, предполагается списание не более 2% плавсредств). По оптимистическому прогнозу экспертов Востокгосплана, потребность РФ в грузовых судах внутреннего водного транспорта к 2030 году составит около 1,4 тысяч единиц, морского – 0,5 тысяч.

Пессимистический вариант подразумевает масштабную замену старого грузового флота к 2030 году (со списанием всех пришедших в негодность судов). По пессимистическому прогнозу, потребность РФ в судах внутреннего водного транспорта – около 6,5 тысяч единиц, морского – более 1,3 тысяч.