Инфраструктуру Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) необходимо адаптировать к изменениям климата и связанным с этим рискам таяния вечной мерзлоты, считают эксперты ФАНУ «Востокгосплан».

Изучив изменения состояния вечной мерзлоты, обусловленные изменениями климата и связанные с ними риски для объектов инфраструктуры АЗРФ, аналитики пришли к выводу о необходимости превентивной и посткризисной адаптации к этим изменениям.

«К таким мерам могут быть отнесены применение термостабилизаторов для обеспечения устойчивости зданий и инженерных сооружений на вечной мерзлоте, сооружение дамб от наводнений, лесозащитных полос, противопожарные мероприятия и другие», – сообщают аналитики. По их мнению, важно учитывать необходимость минимизации последствий негативного воздействия проявлений изменения климата, в том числе связанных с ними чрезвычайных ситуаций. «Разработка концепции последовательной адаптации является приоритетной задачей», – подчеркивают аналитики.

Дело в том, что на территории АЗРФ имеются города с населением более 100 тыс. человек, крупные речные порты, развитая городская, транспортная и промышленная инфраструктура. «Здесь сосредоточено свыше 30% разведанных и более 90% потенциальных запасов углеводородного сырья, находится значительная часть месторождений золота, олова, никеля, меди, каменного угля, лесных ресурсов и пресной воды, а также гидроэнергии. «Надежное и безаварийное функционирование инфраструктуры нефтегазового комплекса и других промышленных объектов является важным фактором экономической безопасности страны», – поясняют эксперты.

По данным аналитиков, в результате совместного влияния потепления климата и неизбежных в процессе хозяйственной деятельности техногенных воздействий на вечную мерзлоту возникает «накопительный эффект, последствия которого и в дальнейшем будут приводить к потере устойчивости оснований и угрожать безаварийной эксплуатации объектов инфраструктуры вплоть до их полного разрушения».

Не менее значительно влияние изменений состояния вечной мерзлоты на объекты транспортной инфраструктуры. Особо опасная ситуация прослеживается на объектах железнодорожного транспорта.

«Около 46% насыпи Байкало-Амурской магистрали подвержено деформациям из-за неравномерного оттаивания мерзлых оснований. На трассе Сейда–Воркута выявлено увеличение осадки дорожного полотна с 10–15 см до 50 см за последние 10 лет, что связано с увеличением среднегодовой температуры вечной мерзлоты за этот период от –6°…–7° до –3°C», – поясняют аналитики. По их данным, в критическом состоянии находятся железные дороги в районе Норильска и в Надым-Пур-Тазовском регионе из-за сильного увеличения сезонных просадок и связанных с этим деформаций земляного полотна. «При том, что с аналогичными транспортными проблемами сталкиваются все Арктические страны, в России они могут иметь наиболее сильные негативные последствия, поскольку, в отличие от Аляски Северной Канады, у нас слабо развит местный воздушный транспорт», – заключают эксперты.