Развитие Восточного транспортного полигона, проблемы и варианты их решения обсудили 24 января 2024 года на отраслевой экспертной сессии «Логистика нового времени», которая состоялась на Международной форуме-выставке «Россия» в рамках деловой программы «День Дальнего Востока и Арктики». Модератором сессии выступил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
«Дальний Восток имеет выгодное транспортно-логистическое положение, связывающее центр со странами АТР, – отметил, открывая дискуссию, директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – Порты Мурманск и Владивосток образуют Северный морской транспортный коридор; Дальневосточная магистраль – железнодорожный путь с Китаем и другими странами АТР. Более 50% контейнерооборота РФ приходится на Китай и ближнюю Азию. Транспорт занимает первое место в отраслевой структуре инвестиций в ДФО и второе место в структуре экономики макрорегиона. Морские перевозки через Дальний Восток обеспечивают треть общероссийского грузооборота – треть всего экспорта России и 44% импорта. Морем осуществляется более половины контейнерных перевозок, и за 10 лет, с 2013 по 2023 год, контейнерные перевозки морским транспортом на Дальнем Востоке выросли на 64%. Железнодорожные перевозки тоже растут, в 2023 году по железной дороге перевезли 74,1 млн тонн грузов, рост более, чем на 5%. Контейнерные перевозки за прошлый год выросли более, чем на 22% и составили 1,3 млн ДФЭ», – рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан».
По словам Михаила Кузнецова, драйверы роста грузоперевозок через Восточный транспортный полигон – экспорт угля и металлургической продукции в Китай и другие страны АТР. Но потенциал роста экспорта России реализован не в полной мере. К 2024 г. провозная способность Восточного полигона прогнозируется на уровне 180 млн т. При сохранении текущих объемов погрузки и с учётом реализации инвестиционных проектов объем погрузки в сторону дальневосточных портов в ДФО в 2025 г. может составить порядка 128 млн тонн (+41% к 2021 г.), в 2030 г. – 149 млн тонн (+64%).
«Для ускорения роста грузоперевозок необходимо расширять провозные возможности и сеть приграничных пунктов пропуска, строить новые суда – развивать флот, а также улучшать качество логистики и управления процессами грузоперевозок», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
По словам заместителя директора по продажам Транспортной группы FESCO Натальи Иванниковой, контейнерная логистика в 2023 году прошла через ряд трансформаций.
Существующие квоты на перевозку контейнеров железнодорожным транспортом стали ограничением развития перевозки контейнеров. Южная и западная логистическая инфраструктура восстановились после спада 2022 года. Позитивно сказались субсидии и появившиеся у России новые ниши. В частности, РФ стала лидером по импорту китайских автомобилей, в 8 раз выросли перевозки сельскохозяйственных грузов.
Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) четвертый год подряд занимает первое место в РФ по контейнерным перевозкам, их рост в ВМТП в 2023 году составил 13%. В 2023 году компания FESCO купила 11 новых контейнерных кранов для ВМТП. А также расширила парк морских судов на 25% до 56 единиц. На 30% выросла емкость морских линий FESCO на Дальнем Востоке – растет грузооборот с Китаем, сохраняется с Кореей и Японией. В 2023 компания поставил на линию с Вьетнамом 3 судна и благодаря этому обеспечила морские контейнерные грузоперевозки во все страны АТР. Это важный прорыв, поскольку раньше грузопоток шел через Запад.
Также Наталья Иванникова отметила, что компания нарастила контейнерные железнодорожные перевозки до 96 поездов в неделю и объем каботажных перевозок на 5% до 88 тыс TEU, что позволило увеличить перевозку контейнеров морским флотом на Камчатку, Чукотку и на Сахалин. Прирост контейнерных грузоперевозок на остров составил 19%.
Стратегическим проектом для компании FESCO является развитие Северного морского пути. Объем капитальных вложений в модернизацию причалов и портов до 2027 года составит более 20 млрд рублей, в особом фокусе строительство Восточного транспортно-логистического узла, мощность которого составит 1209 тыс TEU в год. В проект компания инвестирует 8,1 млрд рублей.
По словам Натальи Иванниковой, важным направлением повышения эффективного грузоперевозок является внедрение новых цифровых технологий.
«Сегодня 90% заявок на интермодальные перевозки FESCO оформляются через личный кабинет в приложении MY.FESCO, что обеспечивает скорость получения и обработки информации, сервис обеспечивает прямые связи с инфраструктурами портов», – отметила Наталья Иванникова.
«Дальний Восток – точка роста страны, точка роста логистики. Однако важно не только делать бизнес и извлекать прибыль, но и давать людям возможность комфортно жить в макрорегионе», – подчеркнул в начале выступления директор по взаимодействию с государственными органами и региональным программам ГК «Дело» Максим Игнатьев.
Спикер отметил, что ГК «Дело» является лидером в морской перевалке и железнодорожной транспортировке контейнеров, компания владеет 14 морскими судами и объем перевалки ее стивидовых активов в 2022 году составил 1,6 млн TEU. А также рассказал о ключевых инвестиционных проектах, которые в данный момент реализует ГК «Дело». В частности, одним из ключевых для компании в данный момент является проект «Восточная стивидорная компания». На его реализацию в 2023 – 2042 годах компания направит 100 млрд рублей инвестиций. В результате его перерабатывающая мощность составит 1,7 млн ДФЭ в год, проект создаст более 1400 рабочих мест.
«Расширит возможности Приморского края и страны для участия в международных транспортных коридорах проект «Угловая» в г. Артеме, который реализует ПАО «Трансконтейнер» в соответствии с соглашением от 06.09.2022 между Министерством транспорта РФ, Правительством Приморского края, ОАО «РЖД» и ПАО «Трансконтейнер» «Угловая» – приоритетный инвестиционный проект на территории Приморья. Вложения в него в 2023-2027 годах составят 6,6 млрд рублей, будет создано более 200 новых рабочих мест, а перерабатывающая мощность составит 200 тыс ДФЭ в год», – рассказал Максим Игнатьев.
И пояснил, что ГК «Дело» строит порты для того, чтобы создать запасы мощностей портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, подготовить макрорегион к росту грузооборота. Также спикер отметил ряд существующих проблем в развитии транспортного полигона на Дальнем Востоке. В частности, необходимость улучшения мультимодальной логистики на фоне роста экспортного товарооборота с АТР, а также недостаточную пропускную способность железных дорог. Также, по мнению спикера, решить проблемы и увеличить пропускную способность Восточного транспортного полигона поможет синхронизация строительных программ и увеличение технологичности в сфере грузоперевозок.
О значимых проектах РЖД на Дальнем Востоке участникам сессии рассказал заместитель генерального директора АО «РЖД Бизнес Актив» Иван Бондар. В частности, спикер отметил, что компания уделяет особое внимание развитию железнодорожных погранпереходов и расширению их пропускной способности.
«В июле 2023 года через новый погранпереход Нижнеленинское-Тунцзян прошел первый контейнерный поезд, в сентябре – первый экспортный поезд. Всего через этот пункт пропуска в 2023 году перевезено уже 2066 ДФЭ импортных и 1772 ДФЭ экспортных грузов», – отметил Иван Бондар.
В 2023 году по инициативе РЖД возобновилась погрузка контейнеров в полувагоны. До этого 15 лет контейнеры возились только на фитинговых платформах.
«Переход к перевозкам контейнеров на полувагонах стал прорывом, позволяющим максимально использовать провозные мощности железной дороги. Росту объемов перевозки контейнерных грузов способствовали также увеличение длины (сдваивание) контейнерных поездов, ускорение разгрузки на погранпереходах, применение технологичных решений в управлении логистикой», – пояснил заместитель генерального директора АО «РЖД Бизнес Актив»
Компания «ЛОГОПЕР» в 2023 году сместила фокус с западного направления на дальневосточное и увеличила объем железнодорожных грузоперевозок в 2,5 раза до 308,7 тыс TEU. При этом в целом рост железнодорожных контейнерных перевозок в РФ составил в 2023 году 14,1% (7,4 млн TEU).
По словам заместителя генерального директора ООО «ЛОГОПЕР» Виталия Потапова, технологии РЖД – виртуальная сцепка и использование динамической модели загрузки инфраструктуры – очень помогают, но не хватает единого для всех участников контейнерных перевозок стандарта обмена информацией. Также рост объемов переработки грузов в портах Дальнего Востока сдерживает ограниченность возможностей перевозки грузов железнодорожным транспортом.
«Сегодня 29% контейнерных грузов их портов Дальнего Востока вывозится автотранспортом. Это очень много, учитывая неразвитость автодорожной сети Дальнего Востока. Решение мы видим в развитии терминальной инфраструктуры и работаем над строительством опорной сети из 11 транспортно-логистических центров (ТЛЦ) общей мощностью 5,65 млн TEU в год. Четыре ТЛЦ уже работают, а один из трех запланированных терминалов-миллионников (мощность 1 млн TEU\год) будет построен в Артеме», – рассказал Виталий Потапов.
Подводя итоги дискуссии, директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов собрал мнения ее участников о том, что необходимо в первую очередь сделать в 2024 году для развития Восточного транспортного полигона. Участники сошлись в том, что необходимо объединять усилия бизнеса и государства, синхронизировать строительные проекты и выполнять планы по развитию инфраструктуры, упрощать процедуры при оформлении грузов на погранпереходах, внедрять новые цифровые технологии в управлении логистикой и помнить о социальной ответственности.