Для развития торговли с партнёрами в азиатско-тихоокеанском регионе необходимы новые транзитные каналы. Северный морской путь – один из перспективных маршрутов грузоперевозок. Планы роста грузооборота по СМП определены федеральным проектом «Развитие Северного морского пути»: в 2023 году – 36 млн т, а в 2024 году – 80 млн т грузов. Достичь показателя в 2024 году будет непросто из-за ограничений портовой инфраструктуры СМП.

Отсутствие портовых ледоколов. Почти во всех портах Арктики зимой и весной для проводки судов по подходному каналу нужны портовые ледоколы.

Недостаточные причальные глубины. Причальные глубины большинства портов Арктики до 9 м, и они не могут обслуживать суда с дедвейтом более 15 тыс. т. При этом наиболее экономически эффективными для Арктики является перевозка грузов судами дедвейтом 100 тыс. тонн и более.

Недостаточные размеры или количество причалов. Для приема судов дедвейтом более 15 тыс. т нужны причалы длиной более 200 м и шириной – не менее 30 м. Сейчас таких около 15%.

Недостаточное количество и малая грузоподъемность портальных кранов. Многие порты АЗРФ не имеют стационарных кранов грузоподъемностью более 5 т, что мешает выгружать контейнерные грузы весом более 25 т, тяжелую технику и оборудование.

Дефицит площадей для хранения грузов и неудовлетворительное состояние нефтехранилищ. В некоторых портах есть дефицит складских площадей для хранения грузов, например, до открытия автозимников. Цистерны для хранения нефтепродуктов сильно изношены (в среднем на 76,2%).

Модернизация и строительство новых объектов портовой инфраструктуры СМП идет. Ключевые проекты на Дальнем Востоке:

  • угольные терминалы в портах Владивосток (бухта Суходол и мыс Открытый) и Ванино,
  • СПГ-терминал в бухте Бечевинская порта Петропавловск-Камчатский,
  • Перевалка генеральных и контейнерных грузов в порту Корсаков,
  • создание многофункционального грузового района морского порта Поронайск для перевалки угля, СПГ и нефти.

В Арктике:

  • реконструкция причала № 7 в морском порту Анадырь,
  • строительство терминала метанола и обновление морского порта Нарьян-Мар,
  • развитие портовых мощностей для перевалки СПГ, минеральных удобрений и угля в морском порту Мурманск.

Однако темпы строительства и модернизации портов ниже плановых. В 2021 году реконструкция порта Певек  дала прирост мощностей 0,8 млн т., реконструкция причалов №34-35 и их акваторий, подходного канала к причалам №31-35 в порту Восточный увеличила мощность по перевалке угля на 0,5 млн т, а завершение в 2022 году первого этапа строительства причала №52 Третьей очереди специализированного угольного комплекса увеличила мощность порта Восточный на 3 млн т. Теперь длина причального фронта 355 м позволит ставить под погрузку крупнотоннажные суда типа Capesize дедвейтом до 180 тыс.т.

В 2021 году прирост портовых мощностей должен был достичь 40,3 млн т, а составил 19,1 млн т. По итогам 2022 года прирост 36,64 млн т.

Некоторый оптимизм внушают планы по вводу новых портовых мощностей в 2023 году. На Камчатке после модернизации запустят терминал «Сероглазка» – причалы смогут принимать крупнотоннажные суда международного класса. Компания «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК») достроит в бухте Бечевинская перегрузочный комплекс СПГ – плавучее хранилище газа объемом 360 000 куб. м и 2 рейдовые стоянки для перегрузки газа «борт в борт». Инвестиции в проект на Камчатке около 6 млрд руб. Такой же комплекс компания строит в Мурманской области. Мощность двух терминалов более 40 млн т. в год. Ещё в 2023 году должны ввести угольный терминал Суходол в Приморском крае мощностью 12 млн тонн.

И все же в новых условиях важно и корректировать планы развития СМП: анализировать цепочки создания добавленной стоимости, баланс между потенциальным спросом, задачами  по СМП, возможностями и ресурсами, соотношение спроса (с учетом потребностей и планов) и возможностей производства на базе существующих мощностей и ресурсов.

Фото: фотобанк Lori