На Восточном экономическом форуме в рамках сессии «Единая Дальневосточная авиакомпания: расправляем крылья» обсудили результаты работы и планы развития регионального авиаперевозчика.

«Единая Дальневосточная авиакомпания создана в 2021 году на базе авиакомпании «Аврора» для повышения качества жизни дальневосточников, роста инвестиционной привлекательности и ускорения социально-экономического развития ДФО. Разработана финансовая модель авиакомпании, включая модель спроса на пассажирские авиаперевозки в регионе. Спрос на авиаперевозки в ДФО пока превышает предложение. Авиамобильность дальневосточников в 2022 году выросла, но пока не дотягивает до зарубежных и среднероссийских», – отметил модератор сессии директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, открывая дискуссию.

Модератор сессии директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов

В 2021-2022 годах авиакомпания перевезла 420 тыс. пассажиров, стоимость перелета в одном направлении составила от 1 038 до 10 673 рублей.

Для реализации проекта в Программу развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р) был добавлен раздел по развитию авиационных перевозок на территории ДФО. Комплексный план развития перевозчика включает приобретение авиатехники, реконструкцию посадочных площадок и подготовку специалистов.

О первых результатах и планах её развития рассказал заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков

«Основная цель масштабного проекта по созданию Единой Дальневосточной авиакомпании – обеспечить удобство, доступность и безопасность  авиаперевозок для каждого дальневосточника», – подчеркнул Анатолий Бобраков. – В 2023 году Единая Дальневосточная авиакомпания получила 5,98 млрд рублей федеральных субсидий, в этом году планирует расширить субсидируемые перевозки и перевезти 396 тыс. пассажиров. Всего на 2023-2025 гг предусмотрена субсидия 15,98 млрд руб.. В 2024-2026 гг. 55 млрд рублей (средства ФНБ и заемные средства) направит на покупку 39 воздушных судов. До 2030 года планируется приобрести еще 105 ЛМС «Байкал», которые будут перевозить пассажиров в 361 населенный пункт», – сообщил заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Рассказать о проблемах пассажирских авиаперевозок на Дальнем Востоке модератор дискуссии пригласил депутата Государственной думы Федерального собрания РФ Павла Симигина и Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимира Сивцева.

По словам Павла Симигина, ситуация с авиаперевозками улучшилась. «Благодаря субсидиям из краевого бюджета авиатарифы в Хабаровском крае не растут с 2017 года. В 2022 году было выделено 1,3 млрд. рублей, в 2023 году на 100 млн. больше. Но потребность как в расширении маршрутной сети, так и в повышении интенсивности авиасообщения сохраняется. Поэтому регионам ДФО для развития местных авиаперевозок необходимо федеральное субсидирование местных воздушных линий. Для развития авиакомпании нужна выверенная государственная политика», – резюмировал депутат и рассказал об инициативах в этом поле.

Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ Павел Симигин

По словам Владимира Сивцева, для развития местных авиаперевозок необходима реконструкция посадочных площадок в регионах. В труднодоступных населенных пунктах Якутии 197 посадочных площадок, многие из них разрушены. Необходима государственная программа по восстановлению посадочных площадок в регионах ДФО.

Строительство одной площадки стоит 1 млрд рублей. Для снижения этой стоимости необходима разработка типового проекта посадочной площадки. А также федеральное финансирование проектов по их восстановлению.

Начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Аверкиев рассказал о том, какая работа по восстановлению инфраструктуры аэропортов и аэродромов проводится в настоящее время.

Проект по созданию Единой Дальневосточной авиакомпании только разворачивается и для его реализации необходимо быстрое пополнение парка воздушных судов легкими пассажирскими самолетами способными садиться на грунтовую полосу и оснащенными навигационными приборами для посадки в сложных метеоусловиях.

 О планах разработки и производства отечественных легких самолетов рассказал заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.

«Разработка воздушных судов для региональных местных воздушных линий ведется в ускоренном режиме. В 2023 году планируется получить сертификат на пассажирскую версию ЛМС «Байкал». Для оптимизации отпускной цены серийных машин, стоимости их владения и эксплуатации строительство одной из сборочных площадок начнется в 2024 году на ТОР «Комсомольск». Это обеспечит ритмичность поставок и поддержание летной годности ЛМС «Байкал». ПАО «Ил» проводит сертификацию турбовинтового Ил‑114-300 вместимостью 68 пассажиров»,- сообщил Олег Бочаров. – «В срок будет выполнено поручение М.В. Мишустина по поставке АО «Авиакомпания Аврора» в 2024-2026 гг. 39 отечественных воздушных судов – 8 самолетов SSJ-NEW, 10 самолетов ЛМС-901 «Байкал», 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 вертолетов Ми-171А3», – резюмировал заместитель Министра промышленности и торговли РФ.

ВЭФ 2023, сессии «Единая Дальневосточная авиакомпания: расправляем крылья»

Для обслуживания воздушных судов и посадочных площадок к 2030 году Единой Дальневосточной авиакомпании потребуется 735 пилотов, 630 инженеров, 70 инструкторов, которые должны будут пройти 7200 ч первоначальной подготовки, 7400 ч тренажерной подготовки, 2300 ч – аэродромной подготовки, 10100 ч – подготовка ИТС. Вопрос о том, как обеспечить аэропорты и авиакомпанию кадрами прокомментировали представители ведущих вузов страны.

По мнению проректора Российского университета транспорта (МИИТ) Якова Далингера, нужна полномасштабная интеграция авиапредприятий в образовательный процесс. «Только это позволит авиапредприятиям влиять на качество подготовки будущего персонала. Также необходимы более гибкие образовательные программы, а процесс подготовки кадров нужно ориентировать на регион, то есть строить его таким образом, чтобы он стимулировал к трудоустройству в Единой дальневосточной авиакомпании», – отметил Яков Далингер.

Поддержал мнение коллеги и директор Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Терентьев: «Основной тренд в подготовке высококвалифицированных кадров – гибкие программы и повышение их практикоориентированности. Регуляторы дали нам инструменты для гибкой подготовки кадров – самостоятельно утверждаемые образовательные стандарты в высшем образовании и профессионалитет в среднем профессиональном образовании. Для подготовки специалистов в регионе имеет смысл использовать сетевое взаимодействие – совместные учебные программы с ведущими образовательными организациями Дальнего Востока».