20 июля 2023 года Госдума на пленарном заседании приняла Федеральный закон «О северном завозе». Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» были авторами первой версии законопроекта.
Как и почему появился законопроект о северном завозе
После реформирования советской системы управления северным завозом, ответственность за эту поставку легла на региональные органы исполнительной власти. Это вызвало диспропорции в объемах и инструментах государственной поддержки регионов со сложным климатом, ограниченной транспортной доступностью, недостаточно развитой инфраструктурой, не имеющих собственных производств.
В 2020 году эксперты ФАНУ «Востокгосплан» начали исследовать диспропорции северного завоза. На основе собранных данных в 2021 году для анализа финансовых механизмов поставки, мультимодальной логистики, юридических аспектов и процессов, взаимодействия ведомств, операторов и компаний эксперты ФАНУ «Востокгосплан» разработали Цифровой двойник северного завоза, включив в него:
- 6 регионов: Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Камчатский край, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область;
- 1016 уникальных потребителей (населенные пункты, конечные получатели грузов завоза);
- 71 поставщика продукции;
- 1392 объекта хранения груза;
- 10 видов продукции;
- 15 видов транспортных средств (в т.ч. беспилотные летательные аппараты и дирижабли);
- более 10 000 маршрутов;
- 32 измерения северного завоза.
Сейчас Цифровой двойник северного завоза позволяет отслеживать актуальное состояние поставки, моделировать её варианты, прогнозировать проблемы и оптимизировать логистику северного завоза.
Какие проблемы северного завоза решит принятый закон
В результате анализа северного завоза эксперты ФАНУ «Востокгосплан» выявили основные проблемы поставки:
- Разобщенность и отсутствие единого алгоритма для организации поставок.
- Ограничение обязательств государства по снабжению территорий, как следствие диспропорции в объемах и инструментах господдержки различных районов.
- Отсутствие нормативной правовой базы и единого ответственного за северный завоз.
- Длительность и зарегламентированность процедур госзакупок, затрудняющие эффективное и своевременное снабжение районов товарами и ресурсами.
- Недостаточный уровень развития транспортной и складской инфраструктуры.
- Наличие кассовых разрывов, когда период реализации товаров и оказания услуг не совпадает с доступностью финансовых ресурсов.
- Наличие множества посреднических структур с различными экономическими интересами, негативно влияющих на цены и условия поставок.
Для создания единой и сбалансированной системы (алгоритма) обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жизненно важными товарами и ресурсами, устранения диспропорций и оптимизации механизмов и повышения эффективности поставок к марту 2022 года эксперты ФАНУ «Востокгосплан» разработали первую версию законопроекта о северном завозе и его научно-экономическое обоснование. В Государственную думу законопроект был внесен 22 февраля 2023 года.
Законопроект для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки разделил грузы северного завоза на две группы. Ввел единого морского оператора, уполномоченного Правительством РФ юридического лица, осуществляющего регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Зафиксировал механизмы организации и развития финансирования опорной инфраструктуры, меры поддержи и жесткую регламентацию ответственности для надежного и своевременного осуществления северного завоза.
При обсуждении законопроекта для создания эффективного и слаженного механизма организации северного завоза были согласованы интересы участников, различных федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти. Самыми дискуссионными моментами в ходе обсуждения и внесения изменений в законопроект о северном завозе стали:
- категоризация грузов, распределение полномочий между органами власти,
- создания единого оператора и фонда поддержки,
- классификация видов государственной поддержки,
- определение оператора статистики и Федерального государственной информационной системы «Северный завоз» (ФГИС «Северный завоз»).
Принятый Госдумой Федеральный закон «О северном завозе» должен способствовать снижению сроков поставки и доставке продуктов и топлива в установленные сроки, повышению прозрачности всех процессов завоза, вовлечению в поставку новых поставщиков и операторов, развитию конкуренции и снижению цен на продукты и топливо для конечных потребителей.