Как пандемия 2020 года и санкционное давление 2022-го повлияли на социально-экономическое развитие Сахалина и Курил? Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» провели экспресс-оценку и выяснили, насколько устойчивыми к внешним шокам (и почему) оказались муниципальные образования единственного в стране островного региона.

Результаты исследования группы ученых представил на Всероссийской научно-практической конференции в Хабаровске «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока России: результаты и новые вызовы» руководитель научных проектов Востокгосплана Михаил Бурик. Организаторы мероприятия – Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС совместно с Институтом экономических исследований Дальневосточного отделения РАН при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО.

Как подчеркнул Михаил Бурик, для стабилизации динамики экономического роста необходимо, чтобы территориальные системы – регион или муниципалитет – успешно противостояли негативному экзогенному воздействию и быстро адаптировались к внешним шокам. Определить степень адаптивности муниципалитетов к влиянию извне и позволяет оценка шокоустойчивости (резилиентности).

«На предварительных этапах нашего исследования комплексная методика оценки резилиентности дальневосточных регионов включала в себя три группы показателей: экологические, социальные, экономические. Но при оценке резилиентности ряда субъектов ДФО было определено, что изменения экологических индикаторов носят преимущественно отложенный характер, социальные индикаторы находятся в тесной связи с экономическими, а вот последние наиболее чувствительны к внешним шокам и лучше всего подходят для анализа резилиентности, особенно в краткосрочном периоде», – объяснил Михаил Бурик.

Поэтому для экспресс-оценки устойчивости 18 сахалинских муниципалитетов к шокам 2020 и 2022 годов исследователи использовали два ключевых показателя, скорректированных на дефлятор ВРП* к 2015 году: «доходы населения» и «доходы бизнеса».

Их анализировали по нескольким критериям: оправдались ли прогнозы развития, смогла ли территория выйти на докризисный уровень, обогнать средние показатели по области и восстановиться за год.

В 2020 году Сахалинская область продемонстрировала более высокий уровень шокоустойчивости, чем в 2022-м. Несмотря на замедление мировой экономики в период пандемии, сокращение спроса на энергоносители (и как следствие – падение цен), за счет постепенного наращивания объемов добычи доходы бизнеса по итогам года вышли на положительную динамику в сопоставимой оценке. Реальные доходы жителей также имели тенденцию к увеличению.

Экономический шок 2022 года оказался более ощутимым: доходы населения просели во всех городских округах. Бизнес справился чуть лучше, но к 2023 году восстановились только 7 из 18 территорий.

«По итогам экспресс-оценки стало возможным распределить муниципальные образования Сахалинской области по 5 группам, в зависимости от значений индексов резилиентности», – отметил Михаил Бурик.

В числе самых устойчивых выделяются два муниципалитета с диверсифицированной экономикой: 

  • городской округ Поронайский (в 2023 году здесь выросли до дошоковых значений доходы и населения, и бизнеса). В округе присутствуют пищевая промышленность, рыбохозяйственная сфера, сельское хозяйство, туризм.
  • городской округ Охинский (в 2022 году доходы бизнеса здесь не снизились, а превысили прогнозную величину). В нем помимо предприятий нефтегазодобывающей отрасли присутствуют крупный объект энергетики (Охинская ТЭЦ), механический завод, компании потребительского рынка и др.

Результаты исследования позволили ученым сделать несколько выводов.

  • Шокоустойчивость муниципальных территорий зависит как от отраслевой специализации экономики, так и от природы внешнего воздействия.
  • Диверсификация экономики муниципалитета является фактором повышения адаптивности территории к негативному влиянию извне, моноспециализация же понижает шокоустойчивость экономики муниципалитета.

«Повышение шокоустойчивости региона требует не только развития административного центра, но и целенаправленной поддержки периферийных территорий, – подчеркнул Михаил Бурик. – Сегодня для проведения эффективной экономической политики задействуются такие инструменты, как мастер-планы дальневосточных городов и программы развития опорных населенных пунктов. Результатом станет рост качества жизни населения, увеличение темпов развития бизнеса, а также повышение способности территорий ДФО противостоять негативному внешнему воздействию».

* Дефлятор ВРП показывает, насколько изменились цены на все товары и услуги, произведенные в регионе за определенный период.