Как сообщило Главное таможенное управление КНР, товарооборот России и Китая за 10 месяцев 2023 года достиг 196,48 млрд долларов, прибавив 27,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

«По итогам 2022 года объем товарооборота России и Китая составил 190,3 млрд долларов, увеличившись на 30,6% к результатам 2021 года. Таким образом, положительная тенденция в развитии российско-китайских торговых отношений сохраняется», – отмечают эксперты ФАНУ «Востокгосплан».

Напомним, на Российско-Китайском бизнес-форуме председатель правительства РФ Михаил Мишустин выразил уверенность, что «в этом году мы выполним задачу, которую поставили главы наших государств, Владимир Путин и Си Цзиньпин, – довести взаимный товарооборот до 200 млрд долларов».

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в РФ в марте 2023 года продемонстрировал высокий уровень российско-китайских отношений. Стороны заявили, что намерены развивать торговлю, снижать негативное влияние внешних рисков, обеспечивать устойчивость и безопасность производственно-сбытовых и логистических цепочек. Все это имеет особое значение для Дальнего Востока России, граничащего с Северо-Востоком Китая. Обе территории традиционно используют свои уникальные географические преимущества для упрочения двустороннего сотрудничества.

Общий объем товарооборота между Китаем и ДФО в 2022 году превысил 20 млрд долларов (10,5% товарооборота РФ и КНР), увеличившись на 47% по сравнению с показателями 2021 года. При этом снятие противоэпидемических ограничений стало импульсом для возобновления широкого взаимодействия во всех сферах: экономической, культурной, образовательной, научной.

Восстановление работы пунктов пропуска уже привело к росту грузооборота. Так, по словам главы Приморья Олега Кожемяко, только за первые 6 месяцев 2023 года грузооборот через автомобильные пункты пропуска на российско-китайской границе края вырос на 92% до 864 тыс. тонн. Товарооборот между Китаем и Приморьем в 2022 году приблизился к отметке 7,3 млрд долларов, рост – 43%. А уже в первом квартале 2023 года товарооборот между краем и провинциями КНР составил 2,2 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 62%. К 2024 году регион планирует увеличить объем торговли с Поднебесной до 10 млрд.

Весной возобновилась в полном объеме и работа двустороннего автомобильного пункта пропуска (ДАПП) Староцурухайтуйский в Забайкалье на границе с КНР. Планируется реконструкция МАПП Забайкальск. Этот автомобильный пункт пропуска – главные экономические ворота на границе края с КНР. Реализация проекта позволит увеличить пропускную мощность погранперехода до 2400 транспортных средств в сутки.

В Хабаровском крае за первое полугодие 2023 года через речные пункты пропуска «Покровка» и «Хабаровск» доставили свыше 38 тыс. тонн грузов. Цифры пока скромные, но, как отмечают власти региона, потенциал перевозок в этих направлениях высок – не менее 2 млн тонн ежегодно.

За счет возобновления работы пунктов пропуска на госгранице в Еврейской автономной области почти в два раза увеличился вывоз из региона в Китай сои. Как рассказали в Приморском межрегиональном управлении Россельхознадзора, с начала года ведомство проконтролировало отправку на экспорт 117,3 тыс. тонн сои, произведенной предприятиями ЕАО. В прошлом году за аналогичный период в КНРвывезли 64,1 тыс. тонн.

Один из ключевых регионов РФ во взаимодействии с Китаем – Амурская область. К 2030 году здесь ожидают увеличения грузопотока до 1,3 млн тонн. Поэтому такое важное значение имеет открывшийся в мае 2023 года вблизи мостового перехода через Амур в районе городов Хэйхэ (КНР) и Благовещенск (РФ) таможенно-логистический терминал со складами временного хранения. Масштабный проект реализован резидентами территории опережающего развития «Амурская».  

Возобновленное после открытия границ авиасообщение между российскими и китайскими городами способствовало не только росту турпотока, но и упрочению контактов между бизнес-структурами обеих стран. Приморский край готовится к открытию представительства региона в столице приграничной китайской провинции Хэйлунцзян – Харбине. Оно начнет работать уже в ноябре. Аналогичное появится в Даляне.

Между тем еще весной в Хэйхэ открылось представительство ТПП Амурской области. Кроме того, сразу в двух городах – Благовещенске и Хэйхэ прошел Российско-китайский экономический форум «АмурЭкспо-2023». На его полях подписано 23 соглашения и 3 меморандума о деловом сотрудничестве. 16 российских и 16 китайских компаний заключили соглашения и сделки на сумму 1 млрд 241 млн 280 тыс. юаней, из них экспортные поставки российской продукции в Китай – на 155 млн 600 тыс. юаней, импортные – на 1 млрд 85 млн 680 тыс. юаней.

Дальневосточные компании приняли участие и в традиционной Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. Впервые за три последних года она проводилась в очном формате. Свой потенциал успешно представили и предприятия не из приграничных регионов. Например, якутские компании-экспоненты подписали по итогам ярмарки 3 экспортных контракта. До этого делегация Якутии посетила КНР, презентовав инвестиционный потенциал республики нескольким крупным структурам, в том числе Хэйлунцзянской торгово-промышленной компании «Дэ Шо», Ассоциации по развитию предприятий за рубежом (CODA), ChinaNationalChemicalEngineeringGroup (CNCEC), China Machinery Engineering Corporation, Power China International. Как надеются в Республике Саха, укрепление связей будет способствовать дальнейшему расширению внешнеторгового оборота Якутии с КНР. Кстати, за 2022 год он вырос на 90% по сравнению с результатами 2021 года за счет экспорта угля и других полезных ископаемых и продукции их переработки. 

Тем не менее, как отмечают сами участники внешнеэкономической деятельности, с некоторыми логистическими проблемами в приграничных регионах еще предстоит справиться.

«Китай – наш ближайший сосед, вся южная граница Амурской области является российско-китайской границей. Поэтому КНР – важнейший торговый партнер для экономики Приамурья. К сожалению, еще остаются логистические проблемы. Имеющийся трансграничный автомобильный мост через реку Амур в пункте пропуска Кани-Курган пока работает не более, чем на треть своей проектной мощности из-за отсутствия в полном объеме инфраструктуры. До конца 2024 года этот вопрос обещают решить. Надеемся, что так и будет. Но есть и другие возможности, которые можно использовать. Это наплавной понтонный мост через Амур. Опыт по его установке у области большой. По понтонному мосту можно возить и крупногабаритные грузы, и технику, которая идет своим ходом. Поэтому, если в нынешнем сезоне будет принято положительное решение правительства Амурской области по установке такого моста, наша взаимная торговля будет развиваться активнее», – считает руководитель Амурского регионального отделения Общества российско-китайской дружбы, общественный бизнес-омбудсмен Борис Белобородов.