Создание в Арктике межведомственной системы мониторинга состояния вечной мерзлоты с интеграцией в нее сетей различных ведомств и предприятий, и соответствующими законодательными правами могло бы помочь адаптироваться регионам Арктической зоны РФ к происходящим климатическим изменениям.

Такое мнение высказала группа ученых с участием аналитиков ФАНУ «Востокгосплан», занимающихся изучением состояния вечной мерзлоты, в статье «Развитие геокриологического мониторинга природных и технических объектов в криолитозоне Российской Федерации на основе систем геотехнического мониторинга топливно-энергетического комплекса».

Ознакомиться с ней можно в издании «Криосфера земли».

Как отмечают эксперты, «территория регионов Российской Федерации с наличием многолетней мерзлоты обладает особой значимостью для экономики страны из-за широкой хозяйственной деятельности в первую очередь предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России – ключевой отрасли экономики страны».

По их данным, только на территории Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), полностью входящей в криолитозону России, добывается свыше 90 % природного газа, 17 % нефти, прогнозируется увеличение объемов производства сжиженного природного газа (СПГ) до 100–120 млн т в год к 2035 г., с охватом до 20 % мирового рынка СПГ.

«При этом экономическое развитие криолитозоны России находится под воздействием жестких природных процессов. С конца 1970-х – начала 1980-х гг. среднегодовая температура воздуха росла во всех регионах, индицируя климатические изменения, вызывающие преобразования ландшафтов, гидросферы и многолетнемерзлых грунтов», — сообщают ученые, поясняя, что в среднем для Арктики рост среднегодовой температуры воздуха составил примерно 0.35 °С за декаду в период 1960–1990 гг. и около 1 °С за декаду в период 1990–2020 гг..

«Прогнозы по различным климатическим сценариям позволяют предположить, что динамика среднегодовых температур будет и дальше увеличиваться», — сообщают они.

Вместе с тем, предлагая план адаптации к грядущим изменениям, ученые говорят о важности создания системы государственного мониторинга.

«Важной частью адаптации к климатическим изменениям в перспективе должна стать система государственного межведомственного мониторинга состояния криолитозоны, включающая как анализ фоновых и геотехнических наблюдений, так и разработку на их основе прогнозов и технических решений по инженерной защите и природоохранным мероприятиям для принятия управленческих решений [Дубровин и др., 2019]», — отмечают авторы статьи.

По их данным, соответствующая “Концепция изучения и мониторинга вечной мерзлоты в связи с освоением Арктической зоны Российской Федерации” разработана и получила одобрение в научных советах ведущих вузов и академических институтов страны [Мельников и др., 2018, 2021]. «Система, — продолжают эксперты, —  должна создаваться поэтапно и обеспечивать потребности хозяйствования и рационального природопользования, прежде всего решения задач предотвращения экологических аварий и принятия инвестиционных решений по развитию и реконструкции в криолитозоне объектов ТЭК, а также инфраструктуры других субъектов хозяйствования и муниципалитетов».

Как предлагают эксперты, с учетом масштабов АЗРФ и новых климатических вызовов реорганизация существующих ведомственных систем мониторинга криолитозоны требует создания новой структуры управления и системы финансирования этих работ.

«Такой структурой могло бы стать “Федеральное агентство по вечной мерзлоте” (или “Комитет…”, как было в тридцатые годы) при Правительстве РФ, с полномочиями, обеспечивающими создание в Арктике межведомственной системы мониторинга с интеграцией в нее сетей различных ведомств и предприятий, и соответствующими законодательными правами. Важнейшей составляющей этой концепции является создание Федерального (межведомственного) аналитического центра и не менее шести региональных филиалов в крупных городах Заполярья», — подчеркивают эксперты.

Подобные меры, поясняют они, необходимы для сбора, анализа, разработки прогнозов и технических решений по обеспечению устойчивости промышленной и гражданской инфраструктуры на унифицированной методической и приборноаналитической основе.

«Такие центры могут быть созданы на базе действующих профильных учреждений, имеющих соответствующие кадры, научную и производственную базу. Однако необходимо их усиление высококвалифицированными специалистами-геокриологами и соответствующим материально-техническим обеспечением», — сообщают аналитики.

В качестве пилотных регионов для такого масштабного проекта ученые предлагают развивать Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и другие регионы.

«Система государственного мониторинга вечной мерзлоты при надлежащем ее исполнении может существенно снизить, а в ряде случаев полностью исключить технические, экономические и экологические риски освоения арктических территорий РФ. Но не следует забывать, что точность оценки состояния многомерзлых грунтов  и необходимость долгосрочных прогнозов изменения среды и климата во многом зависят от фундаментальных исследований всей криосферы Земли», — заключают они.