Здание вокзала города Владивосток

Эксперты ФАНУ «Востокгосплан» проанализировали транспортно-логистический вектор Дальнего Востока.

Преимущество транспортной системы ДФО – соседство со странами Азии, лидирующими в сфере логистики: более 50% мирового контейнерооборота приходится на КНР и ближнюю к ДФО Азию.

Ограничивает развитие восточной транспортной системы низкий уровень доступности автотранспорта. Сеть дорог неразвита, только 67% с твердым покрытием.

Второй барьер – недозагруженность портов. В 2022 году загрузка около 70% из-за дефицита провозных способностей и низкой скорости обслуживания в портах. В 2022 году через порты Дальневосточного бассейна прошло 44% импорта РФ, почти треть экспорта и четверть каботажных перевозок.

Более 50% контейнерооборота РФ приходится на порты Дальнего Востока.

Рост контейнерных перевозок в 2022 г по железной дороге ДВ составил почти 12%, общий объем погрузки вырос на 7% до 70,5 млн т. Провозная способность БАМа и Транссиба в 2022 г. достигла 158 млн т. В I полугодии 2023 г погрузка составила около 56 млн т. Прогнозная провозная возможность Восточного полигона в 2024 г. – 180 млн т. При сохранении текущих объемов и при реализации инвестпроектов объем погрузки в 2025 г. может достичь 128 млн тонн (+41% к 2021 г.), в 2030 г. – 230 млн тонн (+153%) за счет роста более, чем в 13 раз перевозок руд и почти в 2 раза угля, а также  полимерной, химической и металлургической продукции.

Железнодорожные пограничные переходы в Китай показали в 2022 году грузооборот на уровне 11,8 млн т. В I квартале 2023 года ДВЖД увеличила грузовые перевозки с Китаем на 24,6%, во всех направлениях перевезено 3,3 млн т грузов. Экспортные перевозки угля и руды через новый железнодорожный переход Нижнеленинское (РФ) – Тунцзян (Китай) в I квартале 2023 года составили 0,5 млн. т.

Альтернативные маршруты необходимо просчитывать по разным параметрам:

  • «работоспособность»;
  • стоимость;
  • продолжительность.

В горизонте стратегического планирования должны быть сбалансированы спрос и предложение услуг транспортного сектора.

Возможное направление развития транспортно-логистической системы Дальнего Востока – создание и развитие цифровых инструментов стратегического планирования, мониторинга и анализа транспортных потоков: ситуационного центра с элементами информационно-аналитических систем и транспортного моделирования; центров компетенций, сервисов цифровой логистики.