Как судостроители адаптируются к санкциям, какие меры поддержки работают и какие ещё необходимы, – рассказали эксперты ФАНУ «Востокгосплан».

В России строится 302 судна, в отрасли занято более 165 тыс. человек. Актуальная проблема – дефицит комплектующих, ранее поставлявшихся из-за рубежа.

 «Для того, чтобы понять ситуацию с импортозамещением, мы рассмотрели, как отрасль реагирует на эти вызовы», – отметили эксперты, выделив 4 сценария адаптации:

•          Маринизация – тепловозные двигатели превращаются в морские;

•          Конверсия – системы, разработанные для военных целей, например, системы динамического позиционирования, применяются в гражданском флоте;

•          Реинжиниринг – копирование определенных узлов, деталей для замещения. Так производятся детали для ЗИПов и поршневых групп.

•          Создание новых продуктов. Здесь 3 аспекта – кооперация с иностранными компаниями, например, «KAMAZ-WEICHAI»; собственные разработки и разработки+организация производства.

При этом судостроение – одна из немногих отраслей, получающая значительную господдержку.

Финансовые меры – субсидии на уплату процентов, лизинг гражданских судов, льготное финансирование.

Например, в январе 2023 года принято решение о предоставлении льготного финансирования на сумму 80,5 млн руб АО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (г. Благовещенск). Предприятие получит средства под 1% годовых на 5 лет для модернизации производства, что позволит ему нарастить объемы выпуска продукции на 2 судна в год.

Внутриотраслевые меры поддержки – поддержка судостроения для рыбопромыслового флота («квота под киль»), субсидии на строительство крупнотоннажных судов, субсидии на строительство определенных типов судов (например, краболовов).

В частности, заказы на 16 из 41 судов краболовов, строящихся в РФ, размещены на верфях ДФО: 8 – на ПАО «Находкинский судоремонтный завод», 6 – на АО «Восточная верфь», 2 – на АО «Хабаровский судостроительный завод». Объем инвестиций в эти проекты около 26 млрд руб. Для компенсации роста стоимости материалов и оборудования субсидирование затрат на строительство краболовов в ДФО планируют увеличить до 28%, но не более 520 млн руб

Осенью 2022 года субсидии начали предоставлять на комплексные проекты по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования (Постановление Правительства РФ от 20 октября 2022 г. № 1872).

В феврале 2023 года Правительство РФ согласовало значительное финансирование обновления гражданского водного транспорта. В 2023-2027 годах на отечественных верфях планируется построить 260 судов: 119 грузовых, 73 пассажирских, баржи и другие суда. Инвестиционная программа оценивается в 231 млрд руб, из которых 136 млрд руб будут выделены из Фонда национального благосостояния, еще 85 млрд руб привлечены с рынка.

Однако меры поддержки судостроения необходимо расширять. Остро стоит проблема производства мощных судовых двигателей. Для её решения нужен парк современных станков, уникального оборудования. Например, одним из ключевых элементов производства итальянского завода-производителя мощных двигателей является платформа грузоподъемностью 200 тонн.  Необходимо и крановое оборудование другого уровня, и компетенции. «Решение этой проблемы требует выхода за рамки судостроения и даже машиностроения», – считают эксперты.

Также важно обратить внимание и на юридические меры поддержки реинжиниринга в судостроении. В Китае, например, есть прецеденты передачи патентов немецких компаний местным через судебные решения.

Еще один ключевой вопрос развития судостроения – это планирование развития отрасли. Изменятся структура формирования себестоимости, логистика поставки всех составляющих, цепочки добавленной стоимости.

«Мы находимся не только под санкционным давлением, но и на глобальном, кризисном сломе. В связи с этим надо корректировать планы и стратегические ориентиры, заложенные в предыдущие документы. Учитывая новые условия и новые задачи, необходимо найти новые подходы к планированию, определить баланс между потенциальным спросом, поставленными задачами и существующими возможностями отрасли», – считают эксперты ФАНУ «Востокгосплан».