Перспективы рынка строительства новых судов ледового класса, а также ремонта и модернизации существующего флота обсудили на международном семинаре по судостроению и судоремонту в Арктике. Модератором семинара, который прошел в рамках XXV Петербургского международного экономического форума, выступил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

«Сегодня Арктика и Севморпуть – кладовая для страны и источник благосостояния на много лет. Прежде всего тут важен режим обеспечения безопасности судоходства. За 2021 год через акваторию Северного морского пути было перевезено порядка 35 млн тонн грузов. Прогнозируется рост грузопотока, но для этого необходимо обеспечение судами и судоремонт.  В настоящее время есть около 50 крупных и 100 малых судоремонтных предприятий, но это, судя по отзывам участников рынка, пока что «2Д ремонт» – дорого и долго. Его нужно срочно преобразовывать. У меня есть мечта – чтобы большая часть всех наших экспортных и импортных потоков перевозились судами российской постройки под российским флагом. Для этого нужна поддержка государства», – сообщил Михаил Кузнецов, открывая дискуссию.

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов рассказал о существующих мерах поддержки для предприятий: «В регионе действуют преференциальные режимы: в частности, для компаний доступны льготы на страховые взносы: вместо 30%, резиденты арктической зоны выплачивают 7,5%. Однако в дополнение к имеющимся льготам для судоремонтных предприятий необходимо предусмотреть 0% НДС».

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Борис Кабаков обозначил потребность России в строительстве судов,  и описал возможности существующих мощностей. Также он рассказал о диалоге с министерством финансов РФ об установлении ставки НДС 0% в отношении работ по ремонту гражданских судов. «До 2004 года эта норма существовала, и у нас судоремонт тогда рос значительными темпами. Мы объясняем коллегам, что выпадающие доходы от принятия такой меры будут нивелированы косвенными налогами, которые появятся при увеличении объема судоремонта», – сообщил спикер.

Модератор, приведя пример строительства атомного ледокола «Ленин» в рекордные сроки за 3,5 года, который “обогнул 30 раз экватор” и вызывает всеобщее восхищение, подчеркнул, что строить суда мы умеем.

«Наличие госплана, отсутствие 44-ФЗ и контролеров позволили построить ледокол в такие сроки», – пояснил Алексей Рахманов, председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов рассказал, что судоремонт – крайне востребован и перспективен, базы судоремонта нужны не только на северо-западе страны, но и на Дальнем Востоке. «Затраты на судоремонт только ПАО «НОВАТЭК» в годы пиковых нагрузок составляют 80-90 млн долларов в год, при средних затратах 25-30 млн долларов в год. Те судоремонтники, кто еще не организовал такие услуги, практически «ходят по деньгам». Кроме ПАО «НОВАТЭК» большой флот строят Росатом, Роснефть, Баимский ГОК, Норильский Никель, то есть цифры будут увеличиваться в разы», – сообщил он.

В своем выступлении директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша отметил, что для обеспечения развития грузоперевозок по Северному морскому пути к 2030 году до 150 млн тонн потребуется как минимум 21 газовоз, 12 танкеров, 9 контейнеровозов (способных перемещать, в том числе, рефрижераторные контейнеры), 10 балкеров и 3 универсальных судна. Все они должны иметь ледовый класс не ниже Arc5.

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в ходе дискуссии сообщил о необходимости модернизации судоремонта в России. По его словам, в настоящее время европейские государства суда на ремонт не принимают, а Турция и Индонезия значительно повысили его стоимость, из-за этого сроки ожидания планового ремонта значительно увеличились – с нескольких месяцев до года. «Нам крайне важна программа по модернизации инфраструктуры судоремонта, особенно доковой программы», – подчеркнул спикер.

Михаил Кузнецов в завершении мероприятия отметил насыщенность и многогранность дискуссии. «Государство считает отрасль совершенно приоритетной, предприятия полны решимости выполнять намеченную программу судостроения, грузоотправители подтверждают свои планы и потребности, а управленческие команды регионов поддерживают отрасль кадрово и инфраструктурно», – заключил модератор.