В 2022 году законопроект о северном завозе был внесен в Государственную Думу. За год он прошел все согласования и рассмотрения, и был принят 4 августа 2023 года. 1 апреля 2024 года Федеральный закон № 411-ФЗ «О северном завозе» вступит в силу, и процесс поставки жизненно важных товаров и топлива в труднодоступные районы РФ изменится.
Открывая сессию «Логистика управления северным завозом: новая реальность», директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов предложил её участникам представить масштабы северного завоза: «Когда мы говорим «cеверный завоз» это означает 1016 населенных пунктов, получающих грузы, 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотники и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 000 маршрутам».
Без продуманной поддержки федерального центра сбалансировать такой механизм сложно. И во всех странах, которые сталкиваются с необходимостью обеспечения своих северных труднодоступных территорий, подобный завоз всегда существует при поддержке государства.
«Поэтому Восточный центр государственного планирования в 2021 году провел глубокий анализ всех аспектов северного завоза и, выявив проблемные моменты, предложил системно подойти к развитию этого механизма. Мы разработали первый вариант законопроекта о северном завозе. Любопытно, что до 2021 года в среднем объем завоза был чуть менее 3,5 миллионов тонн грузов ежегодно, а в 2022 году, в преддверии принятия законопроекта «О северном завозе», некоторые регионы пересмотрели состав грузов, и объем северного завоза вырос почти в 2 раза. Этот факт однозначно подтверждает важность закона, который должен сделать поставку прозрачной, управляемой и исключить её срывы», – подчеркнул директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
И пригласил первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова рассказать о ключевых новеллах федерального закона № 411-ФЗ «О северном завозе».
«Новый закон станет правовой основой для государственной поддержки северного завоза», – отметил Гаджимагомед Гусейнов. – «Федеральный закон № 411-ФЗ «О северном завозе» предполагает выделение бюджетных кредитов на закупку грузов первой категории, перевозку грузов первой и второй категории единым морским оператором по льготным тарифам, государственное регулирования цен и другие меры господдержки. Для четкого разграничения зон ответственности и исключения дублирования полномочия участников всех уровней будут четко определены. Органы исполнительной власти субъектов получат право устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки, предельные значения розничных и оптовых цен, тарифы на перевозку, хранение грузов первой категории. Для оптимизации логистики и сроков поставки будет введен единый морской оператор северного завоза, которого будет на 15 лет назначать Правительство РФ. Будет создана федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза, которая обеспечит обработку и анализ информации о поставке, мониторинг движения грузов и выявление рисков возникновения сбоев в поставках. С вступлением в силу нового закона появится новая система управления северным завозом, которая снимет инфраструктурные ограничения и сможет предотвращать дефицит товаров в труднодоступных населенных пунктах».
Историческое значение принятия Федерального закона «О северном завозе» подчеркнул председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Описав ключевые положения нового закона, он отметил, что быстрому принятию документа способствовала динамичная содержательная работа экспертной группы, в которую были вовлечены Министерство Российский Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и представители регионов.
«Проведенная совместная работа позволила получить документ, который по общему признанию стал системным, простым и понятным для правоприменения», – подчеркнул депутат и рассказал о том, что группа уже приступила к разработке необходимых подзаконных актов.
«На июньском заседании в Чукотском автономном округе, куда 97% северного завода доставляется водным транспортом, мы выявили проблемы, связанные с доставкой грузов по рекам, и на Президиуме Совета законодателей при Федеральном Собрании предложили увеличить критерии грузоподъемности судов, свыше которых необходимо предусмотреть двойные дно и борта. В связи с тем, что дополнительная потребность в судах порядка одной тысячи, мы запланировали при разработке закона о бюджете увеличить субсидии российским организациям на создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования», – сообщил Николай Харитонов.
«Новый закон стал ядром целостной системы нормативного регулирования отношений в области северного завоза. Его положения взаимоувязаны с нормами закона о контрактной системе, а также нормами гражданского, бюджетного, административного, антимонопольного и иного законодательства», – отметил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Григорий Ледков.
Это позволит расширить круг поставщиков, усилить конкуренцию среди участников северного завода и, соответственно, повысить качество выполнения поставки.
Однако, по словам Григория Ледкова, несмотря на то, что закон предполагает финансовую поддержку в виде бюджетных субсидий для участников, обеспечивающих северный завоз, по информации из регионов многие предприниматели заинтересованы также в получении такой поддержки, как льготное кредитование.
«Это особенно актуально в условиях удорожания кредитных ресурсов. Подобный механизм уже показал свою эффективность в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства», – подчеркнул Григорий Ледков.
Северный завоз – масштабная кампания по доставке жизненно важных грузов и топлива для более чем 3 миллионов жителей из 25 субъектов России. Ежегодно на неё предусматривается 87 миллиардов рублей. Чукотка принимает почти 10% грузов завоза, 18% – Камчатский край, а наибольшая доля – 55,5% поставок приходится на Республику Саха (Якутия).