Дальневосточный федеральный округ хорошо обеспечен инфраструктурой внутренних водных путей, однако ряд ограничений не позволяет региону реализовать свой потенциал в этой сфере, считают аналитики ФАНУ «Востокгосплан».

«Макрорегион достаточно хорошо обеспечен инфраструктурой внутренних водных путей: общая протяжённость эксплуатируемых рек двух бассейнов – Ленского и Амурского – составляет 28,9 тыс. км, что соответствует 27 % от общей протяжённости внутренних водных путей страны», – сообщают эксперты.

В настоящее время на территории ДФО находится 18 речных портов, включенных в реестр Российской Федерации. Речные порты Ленского бассейна являются практически безальтернативными инфраструктурными звеньями в обеспечении снабжения массового завоза грузов для местного населения и обеспечения Северного морского пути Восточной Арктики. Речные порты Амурского бассейна играют значимую роль в обеспечении внутренних и международных перевозок на территориях Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области.

«Тем не менее, в отличие от морского транспорта, работа внутреннего водного транспорта характеризуется снижением объёма перевозок грузов и сокращением дальности перевозок», – отмечают аналитики.

По их данным, объем перевозки грузов на внутреннем водном транспорте за период 2011 – 2019 гг. сократился в 1,6 раза. С одной стороны, это связано с развитием альтернативной транспортной инфраструктуры (в частности, трубопроводного транспорта), с другой – с интенсивным выбытием флота, слабой технической оснащённостью портов, отсутствием слаженной системы перевозки грузов.

«Таким образом, несмотря на достаточно высокую обеспеченность объектами транспортной инфраструктуры в ДФО, существует ряд ограничений, не позволяющих реализовать имеющийся логистический потенциал дальневосточного макрорегиона. Преимущественно это связано с плохим техническим состоянием инфраструктурных объектов, которые ограничивают пропускную способность транспортных путей, нехваткой и существенным износом парка транспортных средств», – отметили эксперты «Востокгосплан».