Обеспечение морской добычи нефти и газа, судоходства, навигации и связи в северных акваториях обсуждают в эти дни в Санкт-Петербурге на VI Международной выставке-конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и шельфа – Offshore Marintec Russia (OMR 2024). Она проходит в рамках Петербургского международного газового форума.
Мероприятие проводится при координирующей роли Минэнерго России, Российской академии наук и активном участии ведущих российских предприятий, задействованных в реализации крупных нефтегазовых проектов. В нем принимают участие представители более 300 компаний, деловых сообществ и научных центров из России и Китая.
«По некоторым оценкам, в Арктике сосредоточено около трети мировых запасов углеводородов. В нашей стране АЗРФ сегодня обеспечивает добычу более 80% природного газа и 17% нефти. До 100 трлн дополнительной добавленной стоимости даст нам освоение Арктики в ближайшие годы. Но это освоение не должно навредить хрупкой природе Севера, повлечь за собой негативные последствия. Соблюдение баланса – задача государственной важности, – отмечает эксперт ФАНУ «Востокгосплан» Андрей Жуков. – Поэтому главные темы масштабного форума – развитие прорывных отечественных технологий для освоения морских энергетических ресурсов, перспективы Северного морского пути, обустройство инфраструктуры и транспортной системы Арктики при обеспечении промышленной и экологической безопасности».
О приоритетах России в Арктике говорили в рамках пленарной сессии OMR 2024. Вице-президент Российской академии наук Сергей Чернышев рассказал о стратегических целях и задачах по обеспечению освоения углеводородных ресурсов арктической зоны.
«Структура потребления первичной энергии по видам топлива в мире 2015 и 2040 годах характеризуется тем что в течение 25 лет потребность в нефти сокращается на 4%, а в газе увеличится на 2% за тот же период. Причем суммарно потребность в нефти и газе будет занимать более 50% от всех других источников. Следовательно, необходимость в нефтегазовом топливе будет только увеличиваться», – подчеркнул Сергей Чернышев.
Он остановился на необходимости разработок шельфовых месторождений, почти не использованных сегодня. Истощенность запасов континентального шельфа составляет сегодня примерно 0,5%, а континентальных – около 50%.
Вице-президент РАН отметил важность связанности транспортной системы арктической зоны с общей транспортной системой страны и роль Северного морского пути. Особое значение приобретает выстраивание коммуникации между всеми сторонами, вовлеченными в процесс работы по СМП.
О научно-технических вызовах в области освоения Арктики и континентального шельфа рассказал заместитель генерального директора ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Леонтий Эдер.
По его словам, доля углеводородного потенциала газа (в сравнении с сушей) в недрах континентального шельфа и внутренних морских вод РФ – свыше 20%. В настоящее время ПАО «Газпром» готовит к освоению на континентальном шельфе и во внутренних водах арктической зоны РФ четыре морских месторождения.
Это выводит на первый план необходимость разработки инновационных технологий и технических средств в арктическом исполнении. Приоритетное направление – формирование отечественной системы подводной добычи и подготовки. Так, по договору между ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт» создается комплекс с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом рабочего класса с вспомогательным и навесным оборудованием.
На сахалинских проектах добычи газа остановился в своем выступлении член правления ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Сергей Меньшиков. Одним из ключевых элементов энергетической инфраструктуры Дальнего Востока, способным обеспечить потребности в углеводородах Азиатско-Тихоокеанского региона в долгосрочной перспективе, а также развитие Сахалинской области, остается проект «Сахалин-2». Кроме того, велико значение «Сахалина-3», с его суммарными извлекаемыми запасами на уровне 720 млрд кубометров. При этом проектный уровень добычи газа уже запущенного в работу Киринского месторождения (единственного сегодня на российском шельфе, где извлечение ведется с помощью подводного добычного комплекса) составит с 2026 года 5,5 млрд кубических метров в год, а Южно-Киринского, которое готовится к освоению, – 21 млрд с 2034 года. На Южно-Киринском месторождении в 2026-м планируется установка первой подводной фонтанной арматуры производства АО «Концерн ВКО «Алмаз Антей».
О формировании Росатомом ледокольной флотилии для работы на Северном морском пути рассказал руководитель проекта Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко. К 2030 году госкорпорация намерена увеличить группировку в восточном секторе до 17 судов. Это сделают в том числе за счет новых ледоколов и перенаправления на восток уже имеющихся атомоходов – вместо них на западном участке будут работать неатомные, которые также планируется построить. Кроме того, на судостроительном комплексе «Звезда» (Большой Камень) строится мощнейший ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер».
Кстати, на выставке в рамках форума OMR 2024 «Звезда» представила не только этот ледокол, но и линейку грузовых судов для перевозки нефти и газа в Арктике. Одним из экспонатов стал танкер ледового класса для перевозки сырой нефти проекта 125. Серию из десяти таких арктических танкеров-челноков планируется построить для обслуживания проекта «Восток Ойл» компании «Роснефть» в Красноярском крае. На выставку привезли также модели продуктовоза типа MR, нефтеналивного танкера «Афрамакс», газовоза для проекта «Арктик СПГ 2» проекта ALNGC 173K и других судов.
Реализация крупных добывающих проектов в Арктике должна быть обеспечена энергетическими ресурсами. На этом фоне возрастает роль инновационной атомной энергетики. Как отметил помощник президента НИЦ «Курчатовский Институт» Василий Устинов, опыт ее использования в Арктике насчитывает более 60 лет. Ввод новых мощностей атомной генерации в России связывают и с вводом в эксплуатацию объектов атомной энергетики большой мощности, и со строительством атомных станций малой мощности (АСММ) морского и наземного исполнения.
Так, первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция электрической мощностью 70 МВт с реакторами КЛТ-40С на базе плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов» была введена в эксплуатацию с 2020 года в чукотском городе Певек. В свою очередь, атомные станции малой мощности стали новым трендом в развитии ядерных технологий.
«Себестоимость электрической энергии, генерируемой на АСММ, ниже экономически обоснованных тарифов в отдаленных районах с отсутствующей инфраструктурой. АСММ по сравнению с источниками на органическом топливе демонстрируют заметное снижение эксплуатационных затрат, в том числе по причине минимизации операций по завозу, хранению и подготовке топлива», – перечислил Василий Устинов.
Среди плюсов АСММ – одновременная выдача тепловой и электрической энергии и экологические преимущества. К особенностям использования ядерных технологий для новых шельфовых проектов можно также отнести снижение или полное устранение зависимости от поставок топлива, устранение логистического бремени, характерного для традиционных источников энергии. Такие технологии обеспечивают длительную (до 20-40 лет) работу без перегрузки топлива и технического обслуживания и возможность функционирования в сложных климатических условиях Арктики, работу в подледно-подводных условиях на большом удалении от береговой линии.
«Созданный отечественный научно-технический задел в судовой атомной энергетике, развитие технологий АСММ могут и должны стать основой при разработке энергоузлов и подводной техники для новых шельфовых проектов в Арктике», – заключил Василий Устинов
Особенности правового регулирования недропользованием в Арктике и цифровизация управления в отрасли – тема выступления Дениса Никишина, заместителя директора по правовым вопросам ФГКУ «Росгеолэкспертиза». Идея подхода к недропользованию в регионе должна быть реализована в концепции комплексного системного правового регулирования освоения арктических месторождений. Денис Никишин выделил основные задачи цифровизации управления в этой сфере:
- формирование цифровой экосистемы недропользования для повышения степени интеграции данных и удобства их использования;
- повышение полноты, актуальности, согласованности информации о состоянии минерально-сырьевой базы;
- принятие решений на основе актуальных непротиворечивых данных, что приведет к сокращению сроков и снижению административных барьеров;
- использование широких возможностей для анализа, моделирования, прогнозирования, применения технологий искусственного интеллекта;
- обеспечение качественного межведомственного информационного взаимодействия и встраивание в общий контур цифрового госуправления.
Offshore Marintec Russia продолжает работу до 11 октября.