Как реализуются принципы устойчивого развития в стратегиях регионов, можно ли оценить устойчивость экономического роста, что такое совокупное богатство и разбирается ли искусственный интеллект в ESG-принципах – результаты дискуссии «Реализация концепции устойчивого развития в системе регионального стратегического планирования», организованной ФАНУ «Востокгосплан» на XXI Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России».

Открывая дискуссию, директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что повестка устойчивого развития получила широкое распространение как в компаниях, так и на уровне государств. Разработаны цели устойчивого развития ООН. Тем не менее, многие вопросы применения концепции устойчивого развития остаются дискуссионными. 

«В какой степени и какими инструментами мы можем заложить идею устойчивого развития в контур стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне?» – спросил участников дискуссии Михаил Кузнецов.

И предложил аудитории пройти экспресс-опрос.

81% участников высоко оценили актуальность концепции устойчивого развития. Самыми популярными ответами на вопрос, «кто сейчас является лидером продвижения концепции устойчивого развития?», стали «государство и бизнес», «Москва» и «Иркутск».

Мысленно поставив себя на место регионального руководителя, участники выбрали наиболее приоритетное мероприятие для вложения 10 млрд рублей». 34% участников вложились бы в «сокращение бедности», 30% – в «строительство химзавода (увеличение числа рабочих мест)», 28% – в «ликвидацию свалок», 8% – в «защиту биоразнообразия».

На  вопрос «Возможно ли построить экологически нейтральную на региональном уровне экономическую систему?» 55% участников ответили «Очень дорого, но возможно», 18% – выбрали  ответ «Возможно», 27% – «Невозможно».

Подведя итоги опроса, директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов рассказал о практике применения принципов устойчивого развития при разработке стратегий развития регионов и мастер-планов городов.

«Для Восточного центра государственного планирования значение устойчивого развития в стратегическом планировании вопрос не праздный. Мы работаем на Дальнем Востоке и в Арктике. В этих регионах, с одной стороны, добывают очень много полезных ископаемых, с другой стороны, хрупкая природа. При этом добыча полезных ископаемых циклична, ресурс исчерпывается, и мы должны при разработке стратегии развития региона опираться на такие сектора экономики, которые обеспечат его процветание в долгосрочной перспективе. На примере города Анадырь, мастер-план которого мы разрабатывали, мы подошли к планированию развития территории через оценку совокупного богатства территории. Мы оценили стоимость природного капитала через оценку ренты, запасов, реализующихся добычных проектов. Мы оценили человеческий капитал – сколько заработают жители в течение своего жизненного цикла. Перевесил природный капитал», – поделился результатами оценки Михаил Кузнецов.

«Но какие при этом возникают дилеммы. Например, в реках Чукотки добывают рассыпное золото, запасы его невелики, и стоит ли его добывать, если при этом сокращается нерест рыб, и в целом биоразнообразие? Таких дилемм возникает много, и при выборе ответа мы опираемся на оценку долгосрочной капитализации региона, отдавая предпочтение решениям, которые способствуют росту общего благосостояния региона», – отметил директор ФАНУ «Востокгосплан».

Об инструментах реализации принципов устойчивого развития и успехах регионов рассказала генеральный директор Агентства «ЭС ДЖИ ЭМ», к.э.н. Елена Долгих. По словам спикера, за последние 5 лет в России создана хорошая нормативная база для внедрения повестки устойчивого развития.  По данным Счетной палаты, регионы имеют все полномочия для ее реализации. Оценить вклад регионов в достижение целей устойчивого развития можно по результатам выполнения Национальных проектов, они коррелируют.

«Мотивировать регионы к внедрению принципов ESG должны те же факторы, которые вовлекают бизнес: повышение инвестиционной привлекательности, развитие позитивного имиджа и репутации и развитие международного сотрудничества. Значимой целью для регионов является улучшение качества управления и повышение эффективности управления рисками», – отметила Елена Долгих.

И выделила четыре инструмента внедрения принципов устойчивого развития в регионах:

  • учет ESG-принципов в стратегическом планировании,
  • мониторинг достижения целей устойчивого развития,
  • вовлечения бизнеса в повестку устойчивого развития,
  • развитие инструментов «зеленого» финансирования и углеродного регулирования.

«Из 89 регионов РФ 15 являются лидерами ESG-повестки. Еще 12-15 уже имеют хорошее представление о принципах устойчивого развития, остальные начинают осознавать, какие элементы ESG у них есть и что важно включить в свои стратегии», – сообщила генеральный директор Агентства «ЭС ДЖИ ЭМ».

Елена Долгих также рассказала об ESG-успехах регионов, отметив, что партнерство регионов и бизнеса, такие как соглашение Ленинградской области с РУСАЛом, Вологодской области с Северсталью для реализации глобальных климатических проектов – важный тренд в реализации повестки устойчивого развития в регионах.

Однако при реализации крупных проектов также важно соблюдать принципы устойчивого развития. Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, д.г.н., Евгений Шварц рассказал участникам дискуссии о трех принципами, которым необходимо следовать при реализации крупных инвестиционных проектов.

«Первый принцип – при реализации крупных инвестиционных проектов важно изначально действовать в соответствии с международными стандартами, большинство из которых сформулированы на основе горького опыта и ошибок», – отметил спикер, – «классический пример – обязательный анализ альтернативных решений и даже возможности отказа от проекта или его конкретного решения  как «базовой линии». Это позволяет лучше просчитать проект, легче и дешевле его реализовать».

Второй принцип – обязательное соблюдения интересов неглавных стейкхолдеров. Поясняя, Евгений Шварц подчеркнул, что недопустима ситуация, когда одна, даже самая уважаемая компания, ориентируется только на свои интересы, не учитывая интересы жителей и региона в целом.

Третий принцип – при выборе оптимального решения не рассматривать варианты с позиции сиюминутного «выигрыша-проигрыша» конкретного бизнеса или группы людей и не пытаться маргинализировать или даже превращать в изгоев тех, кто не может нанять адвоката для защиты своих имущественных, территориальных и экономических интересов.

«Масштабные решения о крупных инвестиционных проектах необходимо принимать с позиции того, что мы оставим своим детям – захотят ли они здесь жить и рожать своих детей через 15-29 лет», – резюмировал руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН.

Поблагодарив за выступление Евгения Шварца, Михаил Кузнецов отметил, что спикер отметил два важных момента – превращение региональной повестки ESG в межрегиональную, – каждый регион заинтересован в «приземлении» выгодных проектов на своей территории, а также важность искусства непрерывных переговоров при принятии стратегических решений. И предложил поговорить об искусстве видеть и удерживать в фокусе общие интересы, передав слово  председателю законодательного собрания Камчатского края Ирине Унтиловой.

Начиная свой доклад, спикер поблагодарила ФАНУ «Востокгосплан» за содействие в разработке Стратегии социально-экономического развития Камчатского края, а также отметила, что в этом процессе принимали участия все, кто пожелал в нем участвовать.

«Стратегия Камчатского края описывает 7 жизненных пространств и важно, чтобы мероприятия по реализации целей устойчивого развития были системными и взаимосвязанными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, тогда мы увидим желаемый результат», – отметила Ирина Унтилова.

Ирина Унтилова рассказала о влиянии ведущей отрасли региона – рыбопромышленного комплекса – на все 7 жизненных пространств, выделенных в стратегии, отметив:

«Цели устойчивого развития очень важны для региона, так как то, как ощущают себя жители, от благосостояния людей зависит будущее Камчатки»

(Читать полный доклад председателя законодательного собрания Камчатского края).

О том, как реализуются принципы устойчивого развития в решениях Минвостокразвития рассказал консультант по вопросам устойчивого развития Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Андрей Коновалов.

«Развитие городов Дальнего Востока сейчас одно из приоритетных направлений, и показатели каждого из 25 мастер-планов, утвержденных на Восточном экономическом форуме Президентом РФ, учитывают принципы устойчивого развития. Но соглашусь с Ириной Унтиловой в том, что если мы не будем добавлять экономику к ESG-повестке, то устойчивого развития не случится, поэтому в рамках программы реализации мастер-планов 25 городов рассматриваются показатели внутреннего регионального продукта, экология –  сокращение выбросов актуально для ряда городов. Особое значение имеют и социальные показатели. И это не только индекс качества городской среды и индекс качества жизни, но и уровень заработной платы, и показатели оттока населения. Повышение качества государственного и муниципального управления также заложено в планы развития городов», – сказал Андрей Коновалов.

Он также отметил, что развитие креативной экономики может дать существенный вклад в повестку устойчивого развития и привел проекты Якутии как пример.

 «В Якутии тоже есть дилемма устойчивого развития, – отметил Михаил Кузнецов. – Экономика основана на добыче полезных ископаемых и регион креативно решил вопрос реинвестирования ренты в сферы, которые позволят ему развиваться, когда природные ресурсы будут исчерпаны. Республика пошла по пути развития IT-сектора и человеческого капитала. Это интересная стратегия. Айсен Николаев на Креативной неделе во Владивостоке отметил, что в Якутии Корпорация развития добычными проектами не занимается, а занимается людьми. И это одна из фундаментальных идей устойчивого развития – реинвестиция ренты от природного капитала в человеческий капитал. Это очень важный вектор для Дальнего Востока».  

Инструмент оценки будущих эффектов от реализации мероприятий по устойчивому развитию представил профессор Самарского государственного экономического университета Владимир Цыбатов.

«При решении задач стратегического планирования надо исходить из того, что любая стратегия должна быть нацелена на наилучшее  распределение получаемого ВРП между потреблением и накоплением, где потребление – желаемые материальные блага, а накопление должно обеспечивать устойчивый экономический рост и создавать производственный потенциал для поддержки желаемого благосостояния», – отметил Владимир Цыбатов. – при этом должны формироваться две системы целей: первая описывает искомое благосостояние и условия проживания, вторая – экономику, обеспечивающую воспроизведение желаемых параметров жизнедеятельности. Причем целевые ориентиры задаются только для первой системы целей, целевые ориентиры для второй системы рассчитываются  в результате решения оптимизационной задачи», – пояснил эксперт.

По словам Владимира Цыбатова, в такой постановке задача стратегирования попадает в класс задач поиска «золотого правила накопления основного капитала», но задача стратегирования несколько проще, так как целевое потребление уже задано первой системой целей и требуется рассчитать необходимые инвестиции и темп роста ВРП, достаточный для желаемого потребления и необходимого накопления.

Далее Владимир Цыбатов представил разработанную им цифровую технологию стратегирования, подчеркнув, что предложенную систему цифровых моделей целесообразно применять не только при разработке стратегии, но и в ежедневном режиме для аналитической работы, поскольку она позволяет мгновенно пересчитывать все параметры стратегии при любом изменении целевых ориентиров, внешних условий и ограничений.

Перед ФАНУ «Востокгосплан» стоит задача разработать прогнозную модель для ДФО.  Пояснить, как  работает логика устойчивого развития в макрорегионе и какие факторы необходимо учитывать при проектировании модели, Михаил Кузнецов пригласил директора по научно-методическим вопросам ФАНУ «Востокгосплан» Елену Агешину.

По приведенным спикером данным, вклад добычи полезных ископаемых в экономику Дальнего Востока превышает 30%, а в экономике Российской Федерации добыча природных ресурсов составляет 14%. То есть дальневосточная экономика берет на себя двойную нагрузку по развитию добывающего сектора по сравнению  с экономикой всей страны. В Сахалинской, Магаданской областях и Якутии вклад добычи полезных ископаемых в ВРП составляет до 60% и эта нагрузка, которую они несут для развития всей страны.

«Согласно прогнозам, которые мы получаем с помощью разработанных нами моделей, в перспективе до 2026 года каждый регион Дальнего Востока планирует развитие добычных проектов, и при переходе к «зеленой» экономике необходимо будет добывать редкоземельные металлы, запас которых также существенны на Дальнем Востоке. Развитие добычи полезных ископаемых – долгосрочный тренд, и при этом отрасль – потенциальный провокатор экологических рисков. Разработка месторождений наносит вред не только экологии, но и оказывает влияние на здоровье людей, животного и растительного мира», – отметила Елена Агешина.

«Добыча полезных ископаемых требует дополнительных средств для обеспечения экологической безопасности. Поэтому важно, чтобы дальневосточные регионы были в фокусе внимания различных органов власти и бизнеса при межрегиональном регулировании вопросов устойчивого развития. А нам необходимо закладывать в модели будущие расходы на решение вопросов безопасности и устойчивого развития с тем, чтобы сохранить этот регион для страны и для будущих поколений» – подчеркнула директор по научно-методическим вопросам ФАНУ «Востокгосплан».

Как же понять устойчиво развивается регион или нет? Этот вопрос модератор адресовал руководителю направления «Макроэкономические исследования» ФАНУ «Востокгосплан» Игорю Лаврентьеву.

«Обычно развитие страны или региона ассоциируется с экономическим ростом: есть рост, значит есть развитие. Концепция устойчивого развития добавила дополнительное измерение к общепринятым индикаторам и создала потребность в новых показателях. Таким, например, как совокупное богатство», – сообщил Игорь Лаврентьев.

Спикер пояснил, что богатство – это совокупность активов, которыми мы располагаем: природные ресурсы, человеческий капитал, производственные мощности и отметил:

«Если наше богатство увеличивается и растет экономика, то такое развитие можно назвать устойчивым. Если богатство сокращается – мы распродаем активы или исчерпываем запасы полезных ископаемых, то в таком случае экономический рост, не будет устойчивым».

По мнению Игоря Лаврентьева, перспективным направлением в оценке устойчивости экономического роста регионов является применение показателя чистых скорректированных сбережений, разработанного международными организациями.

Затронула дискуссия и модную тему – как искусственный интеллект интегрирован в повестку устойчивого развития. Ответ на вопрос дала руководитель направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Мария Никишова.

«Искусственный интеллект в региональном стратегическом планировании и реализации целей устойчивого развития применяется точечно и локально, потому что узкоспециализированные нейросети могут решать конкретную узкую задачу, например, создавать прототипы городов или транспортных систем в ЖКХ.  Востокгосплан проводит сейчас эксперимент, пытаясь установить с помощью искусственного интеллекта связи между различными показателями устойчивого развития, но пока закономерности неочевидны. Такая обширная тема как устойчивое развитие, которая включает и экономику, и экологию, и социальные аспекты и управленческие показатели, пока неподвластна нашему созданию – искусственному интеллекту», – рассказала Мария Никишова.

Она также отметила, что использовать искусственный интеллект для решения комплексных задач мешает отсутствие чистых данных и нехватка кадров.

Подводя итоги дискуссии, директор ФАНУ “Востокгосплан” Михаил Кузнецов отметил, что в ходе содержательной беседы были рассмотрены как конкретные примеры реализации целей устойчивого развития в регионах, так и перспективные инструменты, которые помогут своевременно корректировать стратегические планы развития регионов.