Реестр наиболее эффективных практик жизни на Севере подготовили эксперты Восточного центра государственного планирования. В него вошли технологии, которые предполагается тиражировать на все арктические города страны. Часть лучших решений представили в виде дайджеста, опубликованного в разделе «Исследования» на сайте Востокгосплана.

Источник фото: news.sgnorilsk.ru/ Тот, кому хоть раз приходилось ждать автобуса в 50-градусный мороз, оценит обогреваемые высокотехнологичные остановки.

Правительство России определило 16 опорных населенных пунктов Арктики. Уже разработаны и направлены на согласование их мастер-планы, на основе которых будут созданы долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития территорий. Опорными эти города и поселки определены вовсе не по числу жителей – их всего 1,6 млн человек, а по стратегической значимости для Арктики и страны в целом. На Севере не работают общепринятые принципы пространственного устройства: маленький поселок здесь может быть не менее важным, нежели большой город.

Кстати, в ближайшие пять лет население должно увеличиться: для работы в Арктической зоне РФ необходимо привлечь квалифицированных специалистов – этого потребует развитие добывающей промышленности и круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Вот почему вопрос: «Как сделать, чтобы Крайний Север стал комфортным домом для людей?» весьма актуален. Участвуя в разработке мастер-планов опорных населенных пунктов Арктики, эксперты Востокгосплана провели исследование экономического развития территорий, а в ходе встреч с жителями узнали, какими бы они хотели видеть свои города и поселки.

«Мы собрали более 250 решений, которые применяют на Крайнем Севере для адаптации к суровым условиям жизни. 18 из них представили в дайджесте. Распространение лучших практик сделает арктические города комфортными, уютными и привлекательными для жизни», – отмечает директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Особые требования к функционированию городской инфраструктуры, а также определенные ограничения (например, возможностей строительства) обусловлены в Арктике природно-климатическими особенностями (низкие температуры, сильный ветер, вечная мерзлота, полярные дни и ночи, транспортная удаленность или изолированность территорий).

Поэтому лучшие практики «Жить на Севере» касаются решений в сферах:

  • инфраструктура для жизни,
  • комфортная среда,
  • бизнес для людей,
  • медицина,
  • транспорт.

«Изначально мы определили критерии для отбора самых эффективных технологий. Например, улучшение качества жизни людей должно быть реальным, измеримым. Кроме того, мы обращали внимание на то, достаточно ли широкий охват населения имеет данная практика, предполагает ли она применение наилучших доступных технологий, может ли быть масштабирована на территории АЗРФ», – поясняет Михаил Кузнецов.

В числе таких практик – технология волнового контроля устойчивости зданий, защитные покрытия, система мониторинга вечной мерзлоты, гибридная энергетика, энергоэффективные технологии строительства, теплые остановки, световая дорожная разметка, мобильная медицина, решения для бизнеса – специальные торгово-логистические центры, арктические фермы и многое другое. 

Например, к лучшим решениям отнесен аппаратно-программный комплекс для мониторинга состояния зданий. Это ответ на предупреждение ученых: снижение несущей способности мерзлых грунтов из-за повышения температуры в Арктике может составить к 2050 году до 60%. ПАО «ГМК «Норильский никель» разработало и внедрило систему мониторинга состояния зданий и сооружений, построенных на вечной мерзлоте. На объектах установлены датчики, которые отслеживают температуру грунтов, состояние и деформации конструкций, изменение влажности. Система позволяет систематизировать данные о состоянии мерзлоты и обеспечивает своевременное обнаружение рисков разрушений.

Еще одно высокотехнологичное решение – строительство в Якутии автоматизированных энергокомплексов с использованием возобновляемых источников энергии. Энергокомплексы Группы «РусГидро» состоят из солнечной и дизельной электростанций, а также систем управления и накопления энергии. Все работает в одной связке, автоматика сама определяет, когда переключиться с солнца на дизель. АГЭК достаточно результативны. Например, АГЭК села Табалах может вырабатывать более 1,5 млн кВт/ч электроэнергии в год, что вполне достаточно для надежного и бесперебойного снабжения электричеством населенного пункта, в котором живет около тысячи человек. Работа станции в этом селе позволила сберечь свыше 50% дизельного топлива в летний период, а за год – около 35%. 

Источник фото: РусГидро

А компания Gobo внедряет запатентованное российское решение светового дублирования разметки на автодорогах в арктических городах. Подсветка повышает заметность пешеходных переходов и автодорожных знаков в вечернее и ночное время, в снегопады и ливни, делая движение на дорогах более безопасными.  Решение одобрено МВД. Как заключили в ведомстве, «результаты исследования показали существенное влияние проекционной системы освещения на безопасность». А вот тот самый реальный измеримый эффект: снижение скорости автомобилей на световой «зебре» (даже при отсутствии пешеходов) на 39%!

«Телемедицинский кабинет» (ТМК) от ГК «М-АйТи» позволяет жителям удаленных районов получать консультации врачей, проходить диагностику и лабораторные исследования с помощью портативного медицинского оборудования. Результаты исследований передаются в областные центры по спутниковой или беспроводной связи. Также разработано нейросетевое решение для анализа рентгеновских и КТ-снимков, врачу остается перепроверить диагноз, поставленный искусственным интеллектом. Число консультаций в АЗРФ в формате телемедицины (на основе агрегированных данных по организованным телемедицинским консультациям) за год превысило 5 тыс., проведено свыше 320 тыс. обработанных исследований, точность диагностики доходит до 99 %.

Тот, кому хоть раз приходилось ждать автобуса в 40-градусный мороз, оценит обогреваемые высокотехнологичные остановки (действуют в Мурманске, Норильске, Салехарде, Муравленко) и приложение для определения времени прибытия общественного транспорта. Теплые остановочные павильоны с информационным табло, видеокамерами и кнопкой вызова экстренных служб – связующие элементы информационной системы.

«Все решения, вошедшие в нашу библиотеку, оценены с точки зрения результатов и возможности тиражирования в других регионах. Кроме того, они просчитаны по стоимости – нам было важно указать и этот аспект, – говорит Михаил Кузнецов. – Мы обязательно будем пополнять реестр новыми практиками и продолжим рассказывать о них, чтобы привлечь бизнес и некоммерческие организации в работу по улучшению качества жизни людей в Арктике».