Россия и Китай будут развивать перевозки по Северному морскому пути. План мероприятий утвердили в Харбине на втором заседании подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

Источник фото: Росатом

«Мы не просто поставили друг перед другом задачи достичь к 2030 году объемов 20 млн тонн, в нашей дорожной карте подробно расписаны разные направления взаимодействия», – отметил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, возглавлявший на заседании российскую сторону.

Мероприятия дорожной карты предусматривают формирование устойчивого транспортного коридора. При этом для развития Севморпути огромное значение имеет использование современных технологических решений.

«В 2024 году общий грузопоток по СМП составил почти 38 млн тонн, – говорит директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – Напомню, в лучшие советские времена перевозили 6 млн тонн грузов в год. Финансово-экономическая модель Северного морского пути, разработанная в Востокгосплане, дает прогноз к 2035 году: 148 млн тонн. Но – при соответствующем развитии инфраструктуры, совершенствовании арктических технологий и сопровождения».

По его словам, приоритеты развития инфраструктуры северной артерии в значительной степени включены в план развития Северного морского пути. Обеспечена синхронизация Стратегии развития АЗРФ и проекта развития Трансарктического транспортного коридора и СМП.

В инфраструктурные и иные проекты Северного морского пути до 2035 года будет вложено 1,79 трлн рублей: запланировано строительство ледоколов, сверхновых судов грузового флота ледового класса, железнодорожной и аварийно-спасательной инфраструктуры, морских портов и терминалов, расширение спутниковой группировки.

Эксперты Востокгосплана с помощью финансово-экономической модели СМП рассчитали потребность в новом флоте для заявленного роста объема перевозок: 86 грузовых судов к 2030-му и 4-7 ледоколов к 2030-2032 годам.

Аналитики организации подчеркивают: все созданные с помощью модели сценарии грузопотока с учетом рисков показывают окупаемость бюджетных инвестиций в инфраструктуру и в ледокольный флот СМП.

«Существенной частью Севморпути будет международный транзит. За последние годы объем этих перевозок вырос с 0,5 млн до 3 млн тонн в 2024-м», – добавляет Михаил Кузнецов.

Кстати, на днях успешно завершился первый в истории контейнерный транзитный рейс из Китая в Великобританию по Северному морскому пути. Судно шло 20 дней – это вдвое меньше, чем если бы оно двигалось по традиционному южному маршруту!

Между тем

Для развития грузоперевозок между Россией и Китаем может быть использован как западный сектор Севморпути, так и восточный, более сложный по типу ледовых условий.

В прошлом году эксперты Востокгосплана провели сравнительный анализ стоимости транспортировки в Китай через западное и восточное направления СМП. Учитывали стоимость расхода топлива на уровне исторических цен (среднее за 10 лет), ставки фрахта судов ледового класса и конвенциональных судов, плату за проход через Суэцкий канал (для западных маршрутов) и плату за тариф СМП (разрешение на выход в акваторию и ледовую проводку).

Тариф на перевозку нефти по маршруту Мурманск – Шанхай определен в 57 долл./т. через западное направление и в 32 долл./т. через восточное направление СМП при доле ледокольной проводки в стоимости транспортировки 3% и 6% соответственно.

Тариф на перевозку СПГ по маршруту Мурманск – Шанхай: 114 долл./т. через западное направление и 80 долл./т. через восточное направление СМП при доле ледокольной проводки в стоимости транспортировки 2% и 3% соответственно.

«Перевозки в Китай через восточное направление СМП могут быть значительно выгоднее, чем через западное направление», – подчеркивают аналитики.