Какое место муниципальные бюджеты занимают в финансовой системе регионов Дальнего Востока? Насколько они отличаются друг от друга по структуре и размеру доходов, по величине муниципального долга? Как сказывается на их наполняемости регулирование со стороны региональных органов власти? Ответы на эти и многие другие вопросы – в исследовании Востокгосплана «Местные бюджеты ДФО: анализ текущего состояния».
Статьи дохода
По данным исследования, в 2023 году общий объем доходов местных бюджетов ДФО составил 738,4 млрд рублей, что на 43% больше по сравнению с показателями 2019-го (в среднем в РФ – на 51%). Межбюджетные трансферты (МБТ) выросли на 48% и достигли 535,1 млрд руб. (в РФ – 55%). Налоговые и неналоговые доходы образовались в сумме 203,2 млрд рублей, увеличившись на 31% (в РФ – на 45%).
В шести регионах ДФО в 2019-2023 годы доходы местных бюджетов увеличились выше среднего по макрорегиону (43%). Наибольший рост – в Республике Бурятия (78%), Амурской области (64%), Еврейской АО (62%). Наименьший зафиксирован в Сахалинской области – 22%.
Как же наполняются муниципальные кошельки?
«Структура доходной части местных бюджетов неоднородна: так, в Хабаровском крае доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме в 2023 году составила 41%, в Республике Бурятия – 18%, – объяснили в Востокгосплане. – В целом же в 2023 году структура доходов показывала их значительную зависимость от поступлений межбюджетных трансфертов. Доля МБТ варьировалась от 54% в городских поселениях до 84% в сельских».
В виде межбюджетных трансфертов местные бюджеты получали в 2023 году 72% своих доходов (в РФ – 67%). 1-е место в общем объеме МБТ занимают субвенции (для финансирования полномочий, переданных от вышестоящих уровней власти) – 37%, дальше идут субсидии – 29%, затем дотации – 19% и иные МБТ – 13%.
А основной источник налоговых и неналоговых доходов муниципалитетов ДФО – НДФЛ, на его долю приходится 64% общего объема (130,5 млрд рублей). Налог на совокупный доход обеспечивает 11% (21,5 млрд рублей), прочие налоговые и неналоговые доходы – 9% (19,3 млрд рублей). Налоги на имущество и доходы от его использования занимают по 7%, (14,4 и 14,1 млрд рублей соответственно). Штрафы принесли 2% (3,5 млрд рублей).
Налог или дотация?
Важный момент: субъект Российской Федерации самостоятельно принимает решение о том, какая часть средств от НДФЛ передается в местные бюджеты в виде налоговых отчислений, а какая – поступает в виде финансовой помощи из регионального бюджета.
Так, остающаяся в муниципалитетах доля НДФЛ в разных субъектах различная (но по закону она не может быть менее 15% НДФЛ, поступившего в консолидированный бюджет субъекта). Устанавливая ее величину и нормативы отчислений – единый (по равным ставкам для отдельных видов муниципалитетов) и дополнительный, региональные власти выстраивают бюджетную политику.
Почему используется еще и дополнительный норматив? Среди муниципальных образований есть более и менее обеспеченные, и закрепление налогов по единым ставкам более выгодно первым. Вторым же остается рассчитывать на дотацию из вышестоящих бюджетов. Но Бюджетный кодекс РФ дает возможность заменить дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, зачисляемого в региональные бюджеты. Это должно стимулировать муниципалитеты увеличивать налоговую базу.
«В 2023 году общий объем поступлений НДФЛ в местные бюджеты субъектов ДФО составил 130,5 млрд рублей, из этой суммы 27,1 млрд рублей (или 21%) – получено по дополнительным нормативам отчислений, – привели данные в Востокгосплане.
Пять субъектов – Республика Бурятия, Амурская область, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края – заменили предоставление местным бюджетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ. Наибольший объем поступлений по дополнительному нормативу зафиксирован в Приморском крае – 12,7 млрд рублей (47% общего объема). Наименьший в Амурской области – 0,5 млрд рублей или 2% общего объема.
Приморский и Забайкальский края передавали только дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский АО и Еврейская АО применили лишь единые нормативы. Хабаровский край, Амурская область и Республика Бурятия выбрали комбинированный вариант.
На что мы тратим
За последние пять лет расходы местных бюджетов ДФО выросли на 43% (в РФ – 41%) и составили в 2023 году 735,5 млрд рублей.
Функциональная структура расходов по сравнению с 2019 годом существенно не изменилась: 1-е место занимают расходы на образование (45%), на 2-м находятся траты на ЖКХ – 17%, на 3-м – на национальную экономику (12%). На содержание органов местного самоуправления направлена десятая часть общего объема расходов.
Больше всего выросли траты на охрану окружающей среды – в 8 раз (с 1,1 млрд рублей до 8,9 млрд рублей). На втором месте – физкультура и спорт (на 75%), на третьем – расходы на ЖКХ (на 71%).
Местные бюджеты ДФО в 2023 году в целом исполнены с профицитом 1,9 млрд рублей, что составляет 1% к налоговым и неналоговым доходам. Профицит местных бюджетов также наблюдался в 2019, 2021 и 2023 годах, дефицит – в 2020-м и 2022-м. Суммарный профицит в 2023 году сложился в Приморском, Камчатском, Забайкальском краях, Республике Бурятия и Чукотском АО. При этом в некоторых регионах его доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов за исключением дополнительного норматива отчислений от НДФЛ взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности была значительной. Так в Приморском крае эта величина составила 22%, Камчатском – 15%, Забайкальском – 11%, в Республике Саха (Якутия) – 9%, в Чукотском АО – 6%.