Перспективы развития и строительства необходимой инфраструктуры для обеспечения регулярной круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП) в новой экономической и политической ситуации обсудили участники сессии «СМП: быстрее, надежнее, эффективнее» в рамках VII Восточного экономического форума 2022.
Director of the Eastern State Planning Center Михаил Кузнецов стал модератором дискуссии.
В ходе обсуждения участники обсудили успехи в развитии СМП, а также планы и перспективные точки роста.
Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов напомнил, что План долгосрочного развития Северного морского пути до 2035 года был принят по поручению Президента Правительством РФ.
«Документ предусматривает порядка 152 мероприятий на общую сумму 1,8 трлн рублей. Уже сейчас по СМП перевозят 34-35 млн тонн грузов. В Советское время это было не более 6 млн тонн. Количество грузопотоков – показатель развития экономики – он в этом году увеличился», – сказал он.
«Амбициозные задачи стоят перед Правительством – к 2024 году должны обеспечить перевозку не менее 80 млн тонн груза по Северному морскому пути, а к 2030 году – не менее 150 млн тонн», – продолжил Г.Гусейнов.
В свою очередь Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов отметил в своем выступлении, что ещё 5 лет назад судоходство было возможно только с июня по октябрь. По его словам, в 2021 году обсуждали сверхпоздний экспериментальный рейс, за который экипаж был представлен к госнаградам.
«Сейчас мы уже говорим о круглогодичном судоходстве», – подчеркнул он.
По его словам, главный драйвер развития СМП – экспортные арктические проекты, которые формируют мощнейшую грузовую базу. «Много вызовов, но работа в Арктике никогда не была другой», – сказал В.Панов, добавив, что ГК «Росатом» совместно с Минвостокразвития осуществляют первые каботажные перевозки, и грузовая база будет только расти.
По его словам, февральские события ускорили развитие северного морского пути и преимущество в этой ситуации то, что Россия обладает мощным ледокольным флотом.
Свою оценку состоянию российского флота и дальневосточного флота в частности дал статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов .
«Большинство флота строится с привлечением лизинговых средств», – отметил он.
По его словам, в судостроительной отрасли России задействованы более 200 предприятий. Говоря об импортозамещении в судостроении, В.Евтухов отметил важность работы по замещению судового комплектующего оборудования.
«У нас есть критический импорт, и мы должны это признать. Мы определяем с научными организациями те компании, которые готовы сегодня предоставить отечественное локализованное оборудование, либо завезти из дружественных стран или путем новой логистики. Надо отметить, что многие зарубежные компании не хотят отказываться от сотрудничества, часть оборудования поставляется. Выделены средства на проведение опытно-конструкторских работ на разработку оборудования в срок 3 года», – сказал он.
В.Евтухов сообщил, что готовится постановление Правительства по обнулению ставки НДС для судостроения, а для выравнивания условий работы на Дальнем Востоке с Центральной Россией было дано поручение подготовить субсидии для верфей на строительство гражданских судов.
Замминистра промышленности и торговли рассказал о работе верфи «Звезда», где строится уникальный ледокол «Лидер» мощностью 120 мегаватт. По его словам, если у Росатома будет потребность, то будут выпущены еще 2 «Лидера». «Теми компетенциями (в судостроении), которыми обладаем мы, китайцы, например, не обладают», – подчеркнул В.Евтухов, добавив, что на верфи есть программа по обучению кадров, строится жилье для сотрудников.
Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов согласился с уникальностью компетенций российских специалистов, отметив положительную динамику в развитии судостроительной отрасли.
«В последние годы был совершен прорыв в развитии флота. Он был основан на исторических знаниях и огромном опыте. Все это пошло на создание судов для проекта «Ямал», «Ямалмакс». Было построено 15 таких судов. На основе опыта эксплуатации этих судов, был разработан новый проект – при прохождении носом вперед увеличена ледопроходимость судна на 64% и кормой вперед – на 12%. В 2018 году – 9 млн, в 2021 году – 20 млн тонн газа производит завод «Ямал СПГ». Благодаря тому, что находится в очень низком температурном режиме, он работает с мощностью 110-120% от номинальной. Потребность ПАО «НОВАТЭК» в настоящее время – 6 ледоколов», – сказал Е.Амбросов.
«С начала работы проекта «Ямал СПГ» нашими судами было совершено 1060 рейсов, перевезено более 75 млн тонн сжиженного природного газа, пройдено 8,2 млн км, что соответствует более 200 оборотам вокруг Земли», – сообщил он.
По словам представителя ПАО «НОВАТЭК», события на политической арене влияют на планы компании в минимальном масштабе. После строительства проектов «Ямал Арктик» постоянно в трех морях будут следовать 15 газовозов в восточном и западном направлениях, соответственно появится еще большая потребность в ледоколах.
Е.Абросов отметил, что уже осуществлено 110 рейсов в восточном секторе Арктики. В настоящее время строится 21 судно, 15 из которых строится на заводе «Звезда».
Тему экологической безопасности в Арктики также обсудили эксперты в рамках сессии. «Северный морской путь вносит вклад в мировую климатическую повестку», – подчеркнул М.Кузнецов.
«Круговой рейс по СМП оставляет углеродный след на 7 тысяч тонн СО² меньше, чем рейс через мыс Доброй Надежды или Суэцкий канал. Мы мониторим все данные и имеем свою статистику по эмиссии газа», – поделился Евгений Амбросов.
В свою очередь Председатель cовета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» Андрей Северилов рассказал о расширении каботажного сервиса с порта Санкт -Петербург до порта Владивосток.
Кроме того, участниками дискуссии было отмечено, что коммерческое судоходство по СМП растет удивительными темпами, на десятки процентов в год, но новые инвестпроекты требуют новой, оптимизированной логистики.
Так генеральный директор УК «Дело» Дмитрий Паньков отметил важное преимущество Северного морского пути с точки зрения безопасности и стабильности поставок. «Восточный полигон не справится с грузопотоком, а главное преимущество СМП – вопросы безопасности и устойчивости, северный морской путь перекрыть невозможно», – сказал он.
Экс-глава МИД Австрии (2017–2019 гг) Карин Кнайсль также участвовавшая в дискуссии, высоко оценила шаги, предпринятые Россией для развития северного морского пути и предсказала ему большое будущее.
«Действительно, приняты очень конкретные и важные шаги для развития СМП», – сказала она, отметив, что она как историк отмечает перемещение логистических путей на Восток, что будет способствовать развитию северному морскому пути.
«В моей книге (посвященной мировой логистике – прим.ред) речь идет о смене парадигмы между Востоком и Западом. Я пыталась нарисовать крупными мазками то, что происходило в мире. Транспортные артерии всегда сопровождали мировые изменения. И сейчас мы наблюдаем то наследие, которые мы приобрели со времен Римской Империи. Сейчас трубопроводы и воздушные, морские пути передвигаются в сторону Востока», – отметила она, добавив, что развитие СМП получило ускорение.
«То, что происходит сейчас в мире – является драйвером, движение на восток ускоряется», – подчеркнула К.Кнайсль.
О перспективах обеспечения таможенного и фитосанитарного контроля в рамках навигации по СМП рассказал заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин .
«В пунктах пропуска в рамках портов вдоль северного морского пути Федеральная таможенная служба будет реализовывать функции фитосанитарного контроля. Этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным с коллегами из Россельхознадзора, но в рамках Арктической зоны это решение было принято Правительством однозначно. Это позволит ускоренно проходить все виды государственного контроля. Применение режима свободной таможенной зоны также имеет уже успешный опыт в свободном порту Владивосток, заводом «Звезда», – сказал он.
Участники сессии также обсудили вопрос подготовки кадров для судовождения.
Подводя итоги, модератор сессии Михаил Кузнецов отметил, что устойчивое судоходство по северному морскому пути – уже стало реальностью, причем не только на западе, но и в восточном направлении. По словам директора ФАНУ «Востокгосплан», у государства уже есть четкий план по развитию СМП, работающий на опережение. «Роль Северного морского пути глобальна», – заключил он.