15 июня 2023 года директор ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» Михаил Кузнецов провёл сессию «Северный морской путь: итоги и планы» в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума 2023. Соорганизатором сессии выступила ГК «Росатом».
Открывая сессию, Михаил Кузнецов отметил, что Северный морской путь (СМП) может стать выгодной альтернативой сложившимся морским торговым путям – Суэцкому и Панамскому каналам. Для развития СМП летом 2022 года был принят «План развития СМП до 2035 года» и расширены полномочия ГК «Росатом».
Об изменениях в управлении судоходством, ситуации на СМП и готовности к началу круглогодичной навигации сообщил специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель Председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов.
Оперативную информацию о ледовой ситуации и навигации на СМП доложил по видеоконференцсвязи капитан атомного ледокола «Урал» Виктор Сурядов.
Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов рассказал, как идет реализация «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» в части развития СМП и открытия каких объектов стоит ждать в ближайшей перспективе.
Круглогодичное судоходство в западном секторе СМП – уже реальность, а в восточной части маршрута в 2024 году предстоит перейти от экспериментальных рейсов к регулярной навигации.
Поясняя, что необходимо сделать для ее запуска, член Правления, первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов подчеркнул, что достижение целевых показателей увеличения грузопотока по СМП зависит от того, насколько хорошо сыграет отведенную ей роль каждая из сторон этого масштабного процесса – грузовладельцы, судостроители, судовладельцы, ГК «Росатом» и государство. Он отметил, что грузооборот зависит от развития инфраструктуры.
Остро стоят вопросы безопасности плавания во льдах и зависимости морского экспорта по СМП от иностранного флота, поэтому ключевую роль в развитии новой транспортной артерии должны сыграть российские судостроители, построив для Арктики грузовой флот.
Подробно о строительстве арктического грузового флота рассказал статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. Он отметил, что строительство крупнотоннажных грузовых судов в заданные сроки – сложная задача. Такие суда строились нашими судостроителями последний раз в 2010 году.
Тем не менее на ССК «Звезда» размещен заказ на 26 грузовых судов, в том числе 15 газовозов для «Арктик СПГ-2». Но есть риск срыва поставок комплектующих корейскими партнерами.
Постепенно судостроение в стране восстанавливается. «Атомэнергомаш» разработал проект отечественного газовоза. Предпроектную проработку балкеров дедвейтом 40, 80 и 90 тыс. т, контейнеровоза на 6000 TEU и танкеров на 40 и 100 тыс. т. выполнило бюро ОСК.
Ледокольный флот за 3 года пополнили 2 серийных универсальных атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт. Еще 2 – «Якутия» и «Чукотка» строят на Балтийском заводе и сдадут в 2024 и 2026 гг. Строительство еще 2 («Камчатка» и «Сахалин») начнется в ближайшие 2 года. Завершается строительство арктического танкера-челнока дедвейтом 69 тыс. т. На ССК «Звезда» строят ледокол «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт, его сдадут в 2027 г.
До 2035 ожидается заказ на еще 44 судна для обеспечения арктических проектов и Северного завоза.
Участвует в развитии СМП и ПАО «ГМК Норильский никель». Вице-президент компании по федеральным и региональным программам Андрей Грачев сообщил, что компания активно пользуется западной частью маршрута СПМ. Собственный флот компании – 6 судов усиленного ледового класса типа «Арктический экспресс» (Arc-7) – в 2022 г перевез 2,1 млн т. грузов (рост к предыдущему периоду около 40%) и с 2024 при восстановлении цепочек поставок компания прогнозирует рост объемов перевозки по СМП до 2,4 млн т.
«Норникель» считает перспективным развитие круглогодичной навигации по СМП. Грузопоток компании в восточной части пути мог бы составить 400-600 тыс т.
В 2022 г компания провела эксперимент. Дизель-электроход «Мончегорск» доставил в Шанхай металлопродукцию «Норникеля». И принял на борт китайские товары. Переход в 6,5 тыс. миль из Китая в Мурманск занял 24 дня, из них 10 дней по СМП.
Также Андрей Грачев отметил, что с развитием СМП вырастет туристический потенциал Арктики, появятся новые рабочие места и условия для развития сервисной экономики за Полярным кругом.
В развитии восточного сектора СМП заинтересована и «ГДК Баимская». Генеральный директор компании Георгий Фотин рассказал, как компания развивает одно из крупнейших в мире медно-золотых месторождений на Чукотке: строит Баимский ГОК (41 производственный объект) мощностью 79 млн т руды в год и инвестирует в инфраструктурные проекты. Общий объем инвестиций составляет 731 млрд руб. В строительство взлетной полосы, автобазы в Билибино и других объектов уже вложено 101,7 млрд руб., в том числе 40,6 млрд руб. (40%) в 2022 г.
Компания планирует построить круглогодичный порт «Чаун» на мысе Наглейнын и разработала инвестпрограмму для модернизации порта Певек, который по прогнозам в 2023-2029 гг столкнется с растущим грузопотоком.
«Свой вклад в развитие круглогодичной навигации по СМП внес и ФАНУ «Востокгосплан», – отметил Михаил Кузнецов. – Наши эксперты разработали Цифровую информационно-аналитическую систему «СМП-Прогноз» для поддержки принятия решений в области управления социально-экономическим развитием Арктической зоны РФ, а также мы создали финансовую модель СМП, которая позволяет оценивать необходимые инвестиции, сроки их окупамости, рассматривать разные сценарии развития новой международной транспортной артерии».
О влиянии климатических изменений на судодходство в Арктике и особенностях строительства инфраструктуры на вечной мерзлоте рассказал Макаров Александр Сергеевич, директор ФГБУ ГНЦ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».
Позитивную оценку развития СМП дала и единственная зарубежная участница сессии Сакико Хатая из Института исследований океанической политики, Фонд мира г. Сасакавы, Япония. Проанализировав за и против развития СМП, она заключила, что хотя путь неконкурентоспособен с Суэцким каналом по стоимости перевозок, но более эффективен с точки зрения затрат времени на перевозку товаров с высокой добавленной стоимостью.
Сакико Хатая также сообщила о планах Бюро регионального развития Хоккайдо развивать на острове центр перевозок по СМП. В данный момент бюро изучает возможность использования спутниковых данных для развития морских маршрутов Северного Ледовитого океана.
В результате дискуссии участники сошлись в позитивной оценке перспектив круглогодичной навигации по СМП и в том, что торговый путь придаст новый импульс социально-экономическому развитию арктических регионов России, а также даст выгоды работающим в Арктике компаниям.