Имитационную модель строительной индустрии регионов Дальнего Востока, позволяющую оценить соответствующие потребности в стройматериалах, разработали эксперты ФАНУ «Востокгосплан».
«Решение принципиального вопроса о физическом обеспечении строительных работ строительными материалами актуально как по причине усиливающихся в последние годы логистических сложностей с поставками из другой части страны в ДФО, а также из южных в северные регионы округа, так и с точки зрения обеспечения ценовой доступности ввозимых (импортируемых) стройматериалов и, соответственно, стоимости строительства»,- рассказали эксперты.
«Для дальневосточных предприятий и предпринимателей открывается «окно возможностей»», – подчеркнули аналитики.
По их мнению, с учетом объективной неопределенности во внешних и внутренних факторах развития Дальнего Востока и его строительной индустрии, для формирования представления о перспективных потребностях в строительных материалах в регионах ДФО в будущем целесообразно использовать сценарный подход.
Таким образом, возможная конфигурация исходных предпосылок о состоянии и динамике факторов диктует необходимость симуляции 3 сценариев развития строительной отрасли Дальнего Востока: пессимистического, базового и оптимистического, по итогам которых ожидается кратный рост потребности Дальнего Востока в базовых строительных материалах.
В базовом сценарии объем потребляемых материалов к 2035 г. немного превосходит пессимистичный сценарий, в среднем на 20%. Больше остальных возрастает потребление песка (на 60%). В сравнении с 2020 г. объем потребления увеличиться в среднем на 1,9 раза, также с максимумом по кирпичам – в 2,5 раза. Меньший прирост потребления кирпича по сравнению с пессимистичным сценарием объясняется меньшей долей кирпичного домостроения.
Оптимистичный сценарий, моделирующий усиление государственных мер по развитию Дальнего Востока, потребует в среднем в 1,4 раза больше стройматериалов, чем базовый сценарий и в 1,6 раза больше, чем пессимистичный, при этом наибольшая разница между сценариями наблюдается у песка, щебня и цемента – до 2,1 раза. В сравнении с объемом потребления в 2020 году, потребность в основных видах строительных материалов вырастает в среднем в 2,7 раза. Необходимым условием для этого сценария является активная государственная политика по снятию ограничений, препятствующих развитию производств строительных материалов на Дальнем Востоке, и направленная на всемерное содействие проектным инициативам в этой отрасли промышленности.
Пессимистичный сценарий предполагает снижение объемов строительства в период до 2025 г., в связи с чем объем потребления стройматериалов значительно уменьшится. В перспективе до 2035 г. объем потребления вырастает в среднем в 1,8 раза от уровня 2020 г., максимально для кирпича – в 3 раза.
В рамках имитационного моделирования аналитики спрогнозировали потребности Дальнего Востока во всех основных строительных материалах.
«Так, если рассмотреть прогнозную потребность в цементе, то в пессимистичном сценарии расход цемента в 2030 году увеличится на 981,4 тыс. тонн (на 35% по отношению к 2020 году), в 2035 году – на 1,5 млн тонн (на 54%). В базовом сценарии планируемое потребление увеличится в 2030 году на 2,2 млн тонн (на 79%), в 2035 году на 3 млн тонн (почти в 2 раза). В оптимистичном сценарии потребление в 2030 году вырастет на 4,4 млн тонн (в 2,6 раза), в 2035 году в 3 раза – на 5,5 млн тонн», – сообщили аналитики.
Они отмечают, что потребление цемента показывает значительный рост во всех трех сценариях, выйти на уровень потребления 2020 года в пессимистичном сценарии удастся в 2026 году, в базовом и оптимистичном – в 2022 году. Приморский и Хабаровский края по всем трем сценариям будут потреблять больше всего данного строительного материала.
«Прогнозируемый значительный прирост потребностей в строительных материалах на Дальнем Востоке во всех трех сценариях обусловлен объективно складывающимися закономерностями общественного развития. Для реализации амбициозных планов и программ по повышению качества жизни населения, доступности жилья, обеспеченности социальной инфраструктурой и транспортной мобильности населения Дальнего Востока потребуются значительные капитальные вложения. Это в свою очередь предполагает широкомасштабное развитие строительной отрасли, которая закономерно предъявит повышенный спрос на строительные материалы», – заключили эксперты.