В Благовещенске запустили движение по новому Зейскому автодорожному мосту. Событие масштабное и весьма долгожданное. Сооружение перехода, которое вели по поручению президента страны Владимира Путина, давно окрестили одним из крупнейших инфраструктурных проектов Приамурья за последние десятилетия.
Раньше в областной столице действовал только старый мост через Зею, который построили еще в 1981 году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировали. И до нынешнего дня это былоединственное всесезонное связующее звено между Благовещенском и большой частью области.
Мосты – необходимая составляющая транспортного каркаса региона. Его столица располагается в месте, образованном слиянием двух рек – Амура и Зеи. На другой стороне Амура – Китай. На другой стороне Зеи – центральные и южные районы Приамурья, при этом ближайший автомост через эту реку находится возле города Свободного, до которого полторы сотни километров по трассе.
С годами поток машин превысил пропускную способность старого моста. Если когда-то нагрузка на него составляла около 3 тысяч машин в сутки, то спустя годы выросла в 3 с лишним раза, превысив проектную в 6 раз. О необходимости второго подобного сооружения в районе Благовещенска заговорили еще в прошлом веке. Но лишь в 2013 году региональное министерство транспорта провело тендер на разработку проекта.
Новый мост решили сооружать в створе улицы Горького. Начало строительства наметили только на 2021 год (наводнение 2013 года не позволило вовремя сделать все необходимые замеры). Правда, работы стартовали летом 2020-го благодаря решению президента страны выделить средства на год раньше. Сдать мост собиралисьв 2024-м. Но власти поставили задачу реализовать проект в рекордные 30 месяцев вместо 42-х, предусмотренных по госконтракту. Ее выполнили!
Общая протяженность перехода – 10,3 километра, из них мостовая часть — 1,9 километра. В объект стоимостью 19,8 миллиарда рублей вошли 26 опор моста, вантовая система, подходы на правом и левом берегах и две автомобильные развязки. Подрядчиком выступила ГК «Бамтоннельстрой-Мост», построившая до этого через Амур мостовой переход Благовещенск (РФ) – Хэйхэ (КНР). Кстати, оба объекта внешне очень похожи – почти близнецы.
Испытания нового Зейского моста провели в августе 2023 года. Специалисты отдельно проверили русловую и пойменную части перехода на статические и динамические нагрузки.
«Ожидается, что новый мост через Зею позволит на 40-60 % разгрузить существующий», – заявил губернатор области Василий Орлов.
Старый переход тоже продолжит работать. По нему будут направляться тяжелые грузовые автомобили, а новое сооружение предназначат для транспорта массой меньше 3,5 тонны.
«Новый мост через Зею очень важен для нас. Старый уже не справлялся с нагрузкой, особенно летом, ведь в это время жители Благовещенска часто ездят через реку за город отдохнуть, на пикник, позагорать, покупаться. В пиковые часы создаются большие пробки. Но новый мост порадует и жителей всей области, которые стоят в пробках, направляясь в амурскую столицу, или выезжая из нее», – комментирует сенатор РФ от правительства Амурской области Иван Абрамов.
По его словам, старый мост настоятельно требует приведения в порядок. Ремонт уже в планах.
«После того, как его сделают, у нас будет два хороших моста. Оба они – необходимы. Любая транспортная артерия служит развитию. Развитию прежде всего прилегающих территорий с подходами к мостам и инфраструктурой. Кроме того, речь идет и об удобстве для граждан, и об экономии времени при прохождении транзитных автомобилей, и самое главное, конечно, о безопасности проезда», – заключает Абрамов.
«Запуск нового моста позитивно скажется на будущем Приамурья, – подчеркивает директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – Ведь более активному развитию округа в целом мешает именно слабость транспортной инфраструктуры. Например, плотность автодорог в ДФО в 23 раза меньше, чем в центральной части РФ! Усиление транспортного сообщения в Амурской области снимает многие ограничения для проявления конкурентных преимуществ региона. Это особенно важно сейчас, когда выросла роль Дальнего Востока как геостратегической территории».