О развитии транспортно-логистической инфраструктуры в приграничных регионах Дальнего Востока, роли в этом процессе федеральных и региональных органов государственной власти и бизнеса, флагманских проектов по развитию погранпереходов говорили на сессии «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства», состоявшейся на Восточном экономическом форуме-2025.

Фото: Росконгресс/ Алексей Александронок

«Мы сегодня подчеркиваем необходимость системного подхода в этой сфере, потому что речь идет не только об отдельных пунктах пропуска, а в целом о приграничной логистике, трансграничном взаимодействии во всех его аспектах и всем многообразии для наших приграничных территорий – Приморского, Забайкальского, Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. На сегодняшний момент пограничная инфраструктура у нас достаточно перегружена», – начал сессию модератор директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

Он отметил, что цель развития пунктов пропуска – увеличить скорость и качество обслуживания, обеспечить совершенствование трансграничной торговли, перетока инвестиций и туризма. Важнейшей комплексной задачей, которую необходимо выполнить до 2030 года, является исполнение поручения Президента страны по сокращению времени осмотра грузового транспорта до 10 минут – в том числе в нескольких пунктах пропуска на Дальнем Востоке к концу 2026 года.

Первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов рассказал о сегодняшней работе по развитию пунктов пропуска, в том числе в рамках новых национальных проектов.

Фото: Росконгресс/ Алексей Александронок

«На Дальнем Востоке сейчас функционируют 59 пунктов пропуска (ПП). Из них большая часть, 26, подлежат модернизации. В 2024 году по увеличению грузопотока мы приросли по количеству пропущенных транспортных средств на 36 процентов, и уже в 2025 году – еще на 13%. Это достаточно хорошая динамика – плюс 50% по итогам полутора лет», – отметил он.

 Из реализованного по России: выполнена комплексная модернизация 17 приоритетных пунктов пропуска, в том числе нескольких – в ДФО. Из планов – модернизация к 2030-му тех самых 26 ПП. Валентин Иванов рассказал и о двух крупномасштабных проектах в ДФО – пункте пропуска Хасан (Приморский край) и Большой Уссурийский (Хабаровский край). Плановый срок завершения комплексной модернизации первого – в 2026 году, второго – в 2028 году.

 О развитии пунктов пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза рассказал член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов. По его словам, сегодня обустройство ПП в ЕАЭС предполагает требования к отдельным системам и отсутствие унифицированных детальных требований (в том числе к цифровым технологиям). В перспективе же должна заработать единая интегрированная система пунктов пропуска, будет проведена унификация практики обустройства (оснащения). Подразумевается развитие автоматизации операций, применение искусственного интеллекта для обработки данных.

На строительстве острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае остановился в своем выступлении член Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Калашников.

Фото: Росконгресс/ Алексей Александронок

«Китайские партнеры пассажирскую часть своего пункт пропуска завершают уже в этом году. По нашим графикам получается 2028-й год. Если ввести режим поэтапности или временной эксплуатации, то можем подвинуться и влево. Это очень важно», – сказал он.

Развитие острова Большой Уссурийский повлечет за собой наплыв туристов. Готова ли инфраструктура на российской стороне к их приему? Требуется единый план, единый подход – убежден Виктор Калашников.

«Стоит провести отдельную работу, может быть, на уровне мастер-планирования», – подчеркнул он.

Примерно такую работу осуществляет сейчас Амурская область. В Благовещенске создается Центр российско-китайского делового сотрудничества федерального уровня.

Фото: Росконгресс/ Алексей Александронок

«На первом этапе планируем проработку следующих пилотных проектов: безвизовый режим для граждан РФ и КНР в приграничных городах Благовещенск и Хэйхэ, пилотные решения по оптимизации работы пунктов пропуска, международные грузовые перевозки через пункты пропуска с использованием беспилотных транспортных средств, постоянный шоу-рум «Сделано в России» в Благовещенске вблизи границы с Китаем, создание Российско-Китайского центра инновационных отраслевых компетенций (в сфере строительства)», – рассказал заместитель председателя правительства Амурской области Павел Пузанов,  отметивший, что Приамурье благодаря своей уникальной географии, накопленному за много лет опыту работы с китайскими партнерами, является своего рода «практической лабораторией» сотрудничества двух стран.

О планах по формированию мощного транспортно-логистического узла, индустриального и агропромышленного кластера, используя пункты пропуска в ЕАО, в первую очередь в Нижнеленинском рассказала заместитель председателя правительства Еврейской автономной области Анна Тарасенко.

Ввод в эксплуатацию трансграничного железнодорожного моста «Нижнеленинское — Тунцзян» стал важным толчком для комплексного развития примостовой зоны и всей приграничной территории.

 «Это позволит максимально эффективно использовать уникальные географические преимущества ЕАО – единственный железнодорожный мост в Китай – для увеличения экспортно-импортных операций, создания новых рабочих мест и привлечения как российских, так и иностранных инвесторов», – подчеркнула Анна Тарасенко.

Развитие пограничной инфраструктуры может идти по весьма технологичному маршруту. Так, новый погранпереход, который будет представлять беспилотную трансграничную транспортную систему, построят в Забайкальском крае от села Староцурухайтуй Приаргунского округа до китайского города Хэйшаньтоу. Это комплексный проект, который включает создание железнодорожной ветки для беспилотного транспорта , двух перегрузочных терминалов, пункта пропуска через государственную границу России и Китая.

«Мы предлагаем беспилотную трансграничную транспортную систему. По данному вопросу есть поручение президента, вопрос находится на контроле правительства. И в рамках рабочей группы нам было дано поручение подготовить технико-экономические обоснования, подобрать земельные участки, определить технологии, определить с китайской стороны партнеров. На сегодняшний день все эти задачи решены», — сказал президент и основатель ООО «Корпорация Мосстройтранс» Мераби Чочуа.

Фото: Росконгресс/ Алексей Александронок

 Инвестиции в проект составят 22 миллиарда рублей, а срок его реализации — 5 лет. Причем 11 миллиардов вложит российский инвестор, а еще 11 — китайская сторона.

Очень сильно заинтересован в развитии пограничной инфраструктуры бизнес.

«Для FESCO Китай традиционно является ключевым направлением работы. Несмотря на общие тренды контейнерного рынка, общий объем перевозок Группы между Россией и Китаем за первое полугодие 2025 г. увеличился на 13% и составил 208 тысяч TEU (первое полугодие 2024 – 183 000 TEU). Считаем, что это не предел и планируем дальше наращивать перевозки на этом направлении с учетом основных реализуемых проектов и развития существующих сервисов, – рассказал заместитель генерального директора по железнодорожному дивизиону FESCO Айдемир Усахов. – Помимо интермодальных контейнерных перевозок Китай – Россия через порты Владивосток, Санкт-Петербург и Новороссийск FESCO развивает прямые железнодорожные сервисы из КНР через сухопутные погранпереходы. Организуем отправки контейнерных поездов через Казахстан и Монголию, для этого сотрудничаем с китайскими ж/д платформами, регулярно расширяем список локаций в Китае для консолидации грузов».

Он подчеркнул, что компании интересно развитие трансграничной инфраструктуры, в частности Группа развивает инфраструктурные проекты в Забайкальске и Нижнеленинском. Так, на станции Забайкальск реализуется проект контейнерного терминала. Общий объем инвестиций составляет 11,08 млрд руб. Планируемая мощность — 128 тыс. Получено разрешение на строительство (июль 2025 г.). Ввод первой очереди запланирован на 2028 год, полная мощность будет достигнута к 2034 году. А в рамках развития мостового перехода через Амур реализуется проект контейнерного терминала «Нижнеленинское – Тунцзян». Терминал примыкает к станции Ленинск-2 и имеет проектную мощность 240 тыс. ДФЭ в год. Проект направлен на полное использование потенциала мостового перехода, введенного в эксплуатацию в 2022 году. После завершения строительства терминала пропускная способность участка возрастет до 9,6 млн тонн в год.

С кратким саммари выступил в конце сессии модератор Михаил Кузнецов.

«Мы сегодня обсудили, как модернизировать и развить пункты пропуска – открыть ворота для двусторонней торговли, инвестиций, взаимодействия. Курс взят на высокие технологии. Поэтому 10 минут на пропуск грузового транспорта – вполне реалистичная планка. Мы это видим. Нужно думать о международном стандарте для единого таможенного союза, нашего единого пространства, в том числе с точки зрения стандартизации подходов на Дальнем Востоке тоже. При создании новой стратегии развития Дальнего Востока надо обратить особое внимание на синхронизацию функционирования всех видов инфраструктуры. Пункты пропуска, подъездные пути, порты, сухие порты, обработка грузов, навигация внутри порта, – все это должно стать частью единой системы планирования умной логистики будущего», – подытожил он.

Восточный экономический форум-2025 проходит 3–6 сентября во Владивостоке. Организатором выступает Фонд Росконгресс. Главная тема ВЭФ в этом году: «Дальний Восток: сотрудничество во имя мира и процветания». Деловая программа мероприятия опубликована на официальном сайте.