Мы продолжаем рассказывать о том, как реализуются планы развития 25 городов Дальневосточного макрорегиона. Реализация мероприятий, строительство и реконструкция 2,5 тысячи объектов позволят улучшить условия жизни более 4 млн людей. Планы масштабные и недешевые в исполнении. Работа развернулась по множеству сооружений, некоторые из них уже сданы в 2024 году.

Фото: 25городов.рф

Деньги и контроль

Напомним, аналитики Востокгосплана участвуют в процессе мастер-планирования на всех этапах: от разработки проектов до сопровождения их реализации. Сегодня среди задач Департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан»:

  • управление реализацией долгосрочными комплексными планами,
  • мониторинг проектов и контроль за их выполнением с помощью специально разработанной Минвостокразвития РФ информационной системы управления. С этой системой сегодня работает более 1000 пользователей, за каждым мероприятием закреплен ответственный,
  • организация взаимодействия между всеми заинтересованными и ответственными сторонами, вплоть до помощи регионам в поиске финансовых инструментов («заход» в госпрограммы, нацпроекты).

Последний пункт очень важен. Общая стоимость долгосрочных планов (основой для них и служат мастер-планы) составляет более 4,4 трлн рублей. Без малого треть (1,4 трлн рублей) предусмотрена на реновацию в Приморье. В этом регионе мастер-планы созданы для Владивостокской городской агломерации (Владивосток и Артем) и городских округов Находкинский, Уссурийский, Арсеньевский, Большой Камень. Всего до 2030 года в шести городах предусмотрено 436 мероприятий. По 30% из них уже определены источники финансирования – деньги краевого бюджета, инфраструктурных и казначейских кредитов, а также средства бизнеса.  

Рекордсмен по необходимому финансированию до 2030 года – мастер-план Владивостока: 956,1 млрд рублей! В том числе 353,6 млрд рублей – из федерального бюджета.

Нам на керлинг!

Какие ключевые объекты ввели во Владивостоке в рамках мастер-плана в 2024 году? Здесь капитально отремонтировали несколько школ и спортивных пришкольных объектов, частично обновили подвижной состав троллейбусного парка, закупили новые городские автобусы, привели в порядок улицы и скверы…  А еще – открыли арену для керлинга в районе Нагорного парка и на средства специального казначейского кредита практически завершили второй этап реконструкции набережной Спортивной гавани.

Керлинг-центр «Дом со льдом» полноценно ввели в эксплуатацию к осени, хотя первый лед залили еще в марте 2024-го, а тестовые соревнования провели в мае. 4 сентября в рамках Восточного экономического форума на арене состоялся международный турнир по керлингу «Тихоокеанский кубок». В нем участвовали спортсмены из России, Китая, Сербии, Казахстана, Республики Беларусь и Турции.

Фото пресс-служба администрации Владивостока

В здании арены расположились два тренажерных зала, медкабинет, четыре раздевалки, тренерские и судейские, административные и технические помещения, зона общественного питания. Основная трибуна рассчитана на 100 зрительских мест, кроме нее предусмотрена еще раздвижная. На ледовом поле пять игровых дорожек, это соответствует требованиям Всемирной федерации керлинга для проведения международных стартов.

«Введение любого спортивного объекта, а тем более такого современного, не только будет способствовать укреплению здоровья жителей Владивостока, но и станет важным экономическим драйвером для столицы Приморья, – уверена первый заместитель директора Департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Ирина Митькина. – Керлинг становится популярным видом спорта. Во Владивостоке интерес к нему проявляют и дети, и взрослые. Стоит отметить, что спортивные соревнования, которые будут проводиться в керлинг-центре, послужат своеобразным катализатором роста туристического потока. Мультипликативный эффект от проведения значимых мероприятий выразится не только в приобретении билетов, но и тратах на кафе, транспорт и гостиницы».

Любимое место отдыха горожан и гостей города – набережная Спортивной гавани во Владивостоке. Здесь почти завершили второй этап реконструкции, уже открыта прибрежная территория. Благоустройство проводится на средства специального казначейского кредита. Высажены новые деревья, появились амфитеатр, качели, скамейки. Сквер с терренкуром связывает улицу Пограничную с набережной. Сам терренкур оборудован скамьями, поручнями и освещением. Участок от улицы Пограничной до фонтана откроют вот-вот.

Фото пресс-служба администрации Владивостока

Быстро и с комфортом

«Объем финансирования долгосрочного плана комплексного социально- экономического развития Южно-Сахалинской городской агломерации (в нее входят сам Южно-Сахалинск и город-порт Корсаков) до 2030 года составляет 104,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 60,9 млрд рублей. В плане совсем немного проектов – семь, зато среди них такие масштабные, как строительство кампуса «СахалинTech» в центре Южно-Сахалинска или модернизация морского порта Корсаков, – говорит заместитель директора департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Алексей Швецов.

Оба проекта планируют завершить в 2026-м (правда, открыть в составе кампуса студенческий городок, где будут проживать 1,5 тыс. человек, обещано уже к началу следующего учебного года).

В нескольких мероприятиях долгосрочного плана «точку» поставили уже в 2024 году. Речь идет о реализации проектов, направленных на развитие транспортной сети. Так, железная дорога приняла и поставила на линию для обновления подвижного состава «Пассажирской компании «Сахалин» восемь вагонов производства тверского завода. Новые, с иголочки, они оснащены кондиционерами, биотуалетами, комплексами для обеззараживания воздуха, фильтрации воды, пожарной сигнализацией и системой пожаротушения.

Источник фото: пресс-служба правительства Сахалинской области

Кроме того, завершили строительство разъездов в районе двух остановочных пунктов «Луговое» и «Большая Елань» – подобных пунктов в Южно-Сахалинской агломерации несколько, расположение выбирали так, чтобы пассажиры могли быстро преодолевать большие расстояния и бесплатно пересаживаться с поезда на автобус. Это часть стратегического проекта «Городской экспресс», который за последние два года сделал железную дорогу важным элементом общественного транспорта.

«Объекты мастер-планов Южно-Сахалинска и Корсакова являются драйвером развития экономики всего региона. И кампус, и порт, и транспортный железнодорожно-автобусный каркас – элементы большой системы с инфраструктурной, образовательной, туристической и многими другими составляющими», – подчеркивает Алексей Швецов.