Как интегрируются глобальные цели устойчивого развития в стратегиях дальневосточных территорий? Ответ на этот вопрос дала в своем выступлении на Моисеевских чтениях в Петропавловске-Камчатском руководитель отдела исследования социально-экономических процессов Востокгосплана, к.э.н. Александра Кисленок.

В декабре 2024 года в России была принята обновленная Стратегия пространственного развития до 2030 года c прогнозом до 2036-го. Как отмечает Александра Кисленок, пространство в этом документе названо фактором для достижения национальных целей, которые, в свою очередь, тесно коррелируют с целями устойчивого развития (ЦУР) ООН*.

«Конечно, не все ЦУР актуальны для России так же, как для других стран. Например, гендерное неравенство не является у нас острой проблемой. Но ликвидация бедности, экономический рост, внедрение инноваций, борьба с последствиями изменений климата, сохранение экосистем и доступности чистой воды, устойчивое развитие городов – эти пункты пересекаются с нашими национальными целями. Кроме того, в России разработан перечень национальных показателей ЦУР, который опубликован на сайте Росстата», – пояснила экономист.

Одним из ключевых инструментов стратегии становится система опорных населенных пунктов (ОНП) – в отличие от предыдущей редакции, где акцент делался на агломерациях и минерально-сырьевых центрах. Функции у ОНП разные: это могут быть и административные центры, и территории, где реализуются инвестпроекты, и форпосты, обеспечивающие безопасность страны, и населенные пункты, являющиеся центрами предоставления социальных услуг…

«На Дальнем Востоке 214 таких опорных населенных пунктов, и в них проживает более 70% населения округа», – привела данные Александра Кисленок.

Приоритеты пространственного развития макрорегиона также увязаны с глобальными целями и включают в себя:

  • реновацию и развитие дальневосточных опорных населенных пунктов (соответствует устойчивому развитию городов);
  • развитие транспортной инфраструктуры, включая БАМ, Транссиб, СМП и инфраструктуру, обеспечивающую экспорт;
  • обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики в электрической энергии и мощности;
  • рост выпуска продукции экспортно ориентированных, а также наукоемких и высокотехнологичных отраслей;
  • развитие туризма и туристской инфраструктуры;
  • реализацию инвестиционных проектов, направленных на промышленную кооперацию с дружественными странами АТР, в том числе на международных территориях опережающего развития (МТОР).

Приоритетные для ДФО направления упоминаются не только в специальном «дальневосточном» разделе Стратегии пространственного развития, но и в других частях этого документа – там, где речь идет о восточных транспортных коридорах, энергетике, экологии (в том числе, например, о сохранении Байкальской природной территории, сокращении сбросов в реку Амур) и так далее.

Федеральные ориентиры должны быть интегрированы и в стратегии социально-экономического развития регионов. Основные требования к их содержанию приведены в Методических рекомендациях Минэкономразвития по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.

В то же время принципы устойчивого развития в недостаточной степени учтены в региональных документах стратегического планирования.

«Например, национальные показатели ЦУР в стратегиях на региональном уровне используются не в полной мере. Требование Минэкономразвития о включении климатического раздела (с 2024 года) соблюдается в стратегиях лишь немногих регионов, а, кроме того, не учитываются планы крупных корпораций по «зеленому» развитию», – подчеркнула эксперт Востокгосплана.

Но самая большая проблема, по мнению Александры Кисленок, – это содержание пространственного раздела.

«Аналитика по социально-экономическому положению локальных территорий проведена поверхностно либо отсутствует вовсе.  Критерии зонирования не всегда понятны: кто-то вычленяет экономические зоны, кто-то – ареалы, кто-то – центры роста. Практически все делают акцент на экономике, а экологической и социальной сферам не уделяется должного внимания», – отметила она.

Эксперт Востокгосплана выделила следующие пробелы:

  1. отсутствует анализ текущего состояния по территориям в разрезе муниципалитетов;
  2. отсутствует оценка диспропорций территориального развития;
  3. уделено недостаточно внимания к социальной сфере и экологическому благополучию в пространственном контексте;
  4. не обеспечивается устойчивое развитие отдельных территорий в обозначенном векторе социально-экономического развития;
  5. отсутствует количественная оценка ожидаемых результатов по отдельным территориям, а также их вклада в общий результат региона.

Кроме того, как подчеркнула Александра Кисленок, практически не интегрировано в новые региональные стратегии понятие «опорных населенных пунктов». В документах пяти субъектов оно не встречается вообще, в нескольких лишь упоминается, и только в стратегии социально-экономического развития Сахалинской области приведен перечень ОНП региона.

В пространственных же разделах региональных стратегий опорные населенные пункты не рассматриваются вовсе. Почему так получилось?

«Региональные стратегии принимаются не каждый год. Например, у некоторых субъектов они датированы еще 2018-м, и с тех пор в должной степени не актуализированы. Поэтому сегодня регионам предстоит большая работа по обновлению стратегий развития» – сказала Александра Кисленок. 

При актуализации документов стратегического планирования необходимо учитывать:

  • принципы устойчивого развития;
  • векторы развития опорных населенных пунктов;
  • уровень социально-экономического развития муниципальных образований;
  • показатели национального перечня ЦУР для отслеживания прогресса.

«Интеграция принципов устойчивого развития в стратегическое планирование региона будет способствовать обеспечению баланса при определении вектора развития между экономическим ростом, экологической безопасностью и повышением качества жизни. Кроме того, это создаст стимулы для внедрения «зеленых» технологий, «зеленого» финансирования и обеспечения долгосрочного сбалансированного развития территорий», – подытожила Александра Кисленок.

Справка Востокгосплана

*Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР ООН): Концепция устойчивого развития является своего рода ориентиром для определения будущего развития всего мира. Она стала не только актуальной повесткой для научных исследований, но и основой для принятия практических решений международными организациями, а также государствами при разработке национальных долгосрочных программ. Основные векторы Концепции устойчивого развития сформулированы в соглашении «Преобразование нашего мира: повестка дня 2030 г. для устойчивого развития». (Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development) // Организация Объединенных Наций. URL: https://sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 10.10.2024).