Глава кабмина Михаил Мишустин вручил премию Правительства России в области культуры за 2024 год хабаровскому художнику Владимиру Хрустову за серию живописных произведений «Амурская баллада».

«Его точный подбор сюжетов и персонажей – важная часть большой работы по сбережению традиций Дальнего Востока», – сказал премьер-министр на церемонии награждения.

Источник фото: ТГ-канал Правительства России

Айсберги на горизонте

Эти картины рассказывают о дальневосточной природе – яркой и нежной, хрупкой и суровой одновременно. О коренных жителях – чаще это собирательный образ, в нем угадываются черты удэгейцев, нанайцев, камчадалов, тунгусов, эвенков… Люди на полотнах радуются и тревожатся, любят и грустят, философствуют и сердятся. Живут. Притихшие новобранцы, очаровательная молодая жена с лукавым взглядом, сдержанный охотник, уставшая мать семейства, – обо всех можно рассказать целую историю, если внимательно всмотреться в картины.

В истории самого Владимира Хрустова, заслуженного художника РФ, педагога, члена-корреспондента Российской академии художеств, члена Союза художников России, действительного члена Китайско-Российской академии изобразительного искусства, отражается не только путь творца, его мироощущение, место в искусстве, но и общая трансформация культурного кода в изменяющейся стране, взаимоотношений креативной единицы с государством. Если хотите – турбулентность арт-рынка в целом.

Родом из забайкальского Нерчинска, в 1981 году он окончил факультет худграфа Хабаровского пединститута. Распределение забросило молодого художника в северный поселок Чумикан учителем в местную школу.

«Я посмотрел на карту, Чумикан стоит на море. Это же просто мечта! Мы с женой вместе распределялись, так и поехали, – рассказывает Владимир Хрустов. – В ноябре это было. Помню, первый раз вышли к морю, оно еще не замерзло. Айсберги на горизонте. Красота! И потекла наша чумиканская жизнь. До часу дня длились уроки, а потом сразу к мольберту – оставалось только два часа на то, чтобы писать: северный день короток, а художнику нужен свет. В основном этюды и получались».

Полотна Владимира Хрустова всегда притягивают внимание посетителей музеев и картинных галерей

Работы, которые создал молодой художник в те годы, в 1984-м представили на выставке выпускников художественно-графического факультета его родного института. Это была первая выставка, в которой он участвовал. Тогда же он начал работать на кафедре в институте, преподавать. И рисовал, рисовал, рисовал…

Когда не стало госзаказа

Может ли искусство финансово обеспечить творца? Этот вопрос тревожит молодых художников сегодня, интересовал и в советское время.

«Многое зависело от госзаказа, – рассказывает Хрустов. –  Например, перед выставками художник предоставлял эскизы картины и мог получить на нее заказ, а, значит, аванс. Готовую работу покупало государство. Все было предопределено».

С перестройкой изменилось многое. Ушел в небытие госзаказ, освободив место рынку. Картины стали покупать состоятельные бизнесмены, захотевшие украсить свои дома полотнами художников. Распахнулись границы, появились иностранцы, открывшие для себя рынок современного русского искусства.

В мастерской художника

«Заходили европейцы, покупали сразу по нескольку картин. Приезжали японцы – те охапками брали натюрморты. Не меньше 50 моих работ приобрели американцы. И отдельная история – китайцы, они брали охотно и много. А потом в ковид все сразу изменилось», – продолжает художник.

Сегодня государство во взаимоотношения творца и потенциального покупателя не вмешивается, а само становится покупателем крайне редко. Не выступает и как продюсер. Посредником между художником и клиентом могли бы быть галереи, в том числе и частные, но…

«У нас на Дальнем Востоке крайне мало галерей, которые занимались бы продажей картин. Не хватает продюсеров, не хватает искусствоведов, которые бы работали с художниками, – говорит мастер. – Помню, как в одной из галерей появилась молодая и очень активная сотрудница. И со словами «Что же вы сидите-то? Деньги под ногами валяются!» начала договариваться, предлагать, выставлять, находить покупателей. Сработало прекрасно – в то время была масса продаж. Потом она уехала – и все заглохло опять».

По его словам, спрос на искусство есть, как не быть, но встретиться художнику и покупателю на арт-рынке очень сложно. Частные выставочные пространства периодически появляются, но погоды они не делают. Зато, накручивая вдвое-втрое, ломят высокие цены в погоне за быстрой прибылью.

В мастерской художника

Иногда что-то покупает бизнес, корпорации берут картины на подарки партнерам. Случаи, когда предприниматель вкладывается в искусство с инвестиционными целями, единичны.

Мастера и мастерские

Правило «художнику нужен свет» остается незыблемым. Всегда и во все времена мастеру требуется светлое помещение, чтобы творить.

 «Мастерская – это главное, – замечает Владимир Хрустов. – Почти все мастерские, которые сегодня используют хабаровские художники, существуют со времен Советского Союза. Новых не появляется».

В то же время у него неоднозначное отношение, например, к китайскому опыту, когда креаторам предоставляют огромные бесплатные арт-зоны для творчества, жизни и реализации работ.

«Мне довелось посещать их. С одной стороны, хорошо, когда молодым мастерам есть где работать. С другой, там все чересчур современное, прозападное, иногда шокирующее, нет ничего аутентичного китайского. Продукция поставлена «на поток», – рассказывает художник. – Есть в Китае и категория творцов, уже вошедших в обойму, ставших практически чиновниками. Как это работает? Тебе не просто предоставляют мастерскую, но и платят небольшую зарплату, дают краски, даже кормят бесплатными обедами. Условие одно – ты даришь одну-две картины в год государству».

Нужно ли нам такое же вовлеченное участие государства в работу мастера? На эту тему можно спорить, но, по словам Владимира Хрустова, приходится констатировать: пока помощь минимальна. Поэтому так ценны сегодняшние шаги, которые делает правительство страны в создании системы поддержки креативной индустрии в целом и арт-направления в частности.

Окупится ли это? Несомненно.

«По зарубежным исследованиям, арт-рынок по многим параметрам сопоставим с традиционным фондовым рынком. Годовая доходность инвестиций в визуальные искусства оценена в мире в 2022 году в 14 %. Аналогичный показатель развития фондового рынка составил 12 %, – приводит цифры ведущий аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Анна Андреева. – Совокупный объем продаж на рынке искусств и антиквариата в 2023-м достиг 65 млрд долларов. Для сравнения: мировые кассовые сборы в сфере кино и телевидения в том же году — около 34 млрд долларов».

В мастерской художника

Где меня научат?

Что делает рисовальщика художником? Талант, труд, а еще – образование.

«Мы в Востокгосплане провели исследование «Арт-индустрии Дальнего Востока», – рассказывает Анна Андреева. – Аналитики изучили международные тренды и провели интервью с дальневосточными креативщиками. В живом опросе участвовали 42 человека – арт-мастера, представители бизнеса, а также органов государственной власти».

Один из выводов, к которому пришли эксперты Востокгосплана, звучит так: очень важно сосредоточиться на образовании в этой сфере. Участники исследования считают, что начинать нужно именно с него.

Составляющих здесь может быть много: введение практики курсовых и дипломных проектов сразу как стартапов или готовых бизнес-продуктов; создание на Дальнем Востоке международных арт-школ именитых дальневосточных арт-креаторов, добившихся мировой известности, и продвижение их на российском и международном рынках артобразования; реализация программ поддержки преподавателей — успешных креаторов в арт-направлении; создание модулей совместной подготовки студентов артспециальностей и студентов направления маркетинга и рекламы; развитие системы грантовой поддержки кратковременных стажировок в России и за рубежом для талантливых художников и так далее.

«И моя личная боль: во многих дальневосточных регионах исчезла главная цепочка непрерывного образования: художественная школа-училище-институт-академия. Художественно-графические факультеты трансформируются в отделения дизайна, преподаватели уезжают на запад страны или уходят в другие сферы», – говорит Владимир Хрустов.

Как подчеркивает Анна Андреева, очень важно вовремя обратить внимание на эту тенденцию: ведь именно арт-сфера является важной составляющей креативных индустрий. Она формирует образы и смыслы, которые в свою очередь рождают идеи в мире моды, кинематографа, дизайна, рекламы, учебных программ, социальных проектов.