На прошедшем в Пекине заседании межправкомиссии по развитию Дальнего Востока России и Северо-Восточного Китая полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заявил, что создание международной российско-китайской территории опережающего развития (ТОР) может стать новым возможным направлением расширения сотрудничества российского Дальнего Востока и северо-восточных провинций КНР.
Может ли Большой Уссурийский остров стать первой международной российско-китайской территорией опережающего развития (ТОР)? Предпосылки для этого есть, – считают эксперты ФАНУ «Востокгосплан».
Разделенный с 2005 года на китайскую и российскую части Большой Уссурийский остров – подходящая для этого территория.
К 2026 году на Большом Уссурийском острове, входящем в городскую черту Хабаровска, должен заработать грузопассажирский переход. Планируется, что грузопоток составит 2 млн тонн грузов в год. В Китай с российской стороны будут поставлять строительные материалы, продукты питания и рыбу. Но потенциал у этой территории явно выше.
«Хабаровск усиливает свои позиции в качестве ведущего на Дальнем Востоке логистического центра, заявил во время прямой линии губернатор региона Михаил Дегтярев. Важная роль отводится при этом освоению острова Большой Уссурийский близ краевого центра. Оно может стать одной из основных точек роста на ближайшие годы – и не только в крае. Это мощнейший импульс развития для экономики всего макрорегиона, кладезь открывающихся возможностей..».
Концепций и планов развития этого острова было создано за последние десять лет столько, что можно сбиться со счета. Одни были весьма замысловатыми, другие очень дорогими, третьи небезынтересными и даже вполне реализуемыми. Объединяло их одно: получилось так, что все они создавались впустую.
«Меня сейчас часто спрашивают: «Почему же вы верите, что на этот раз все будет по-иному?». Да потому, что изменилось время, изменились условия, изменился сам подход к созданию концепции. Она будет пересмотрена. Сегодня на Дальний Восток перемещаются те грузопотоки, которые раньше были «завязаны» на европейскую часть страны. И роль дальневосточных территорий кардинальным образом трансформируется», – отметил в интервью ИА «Хабаровск сегодня» руководитель научных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Виталий Кубичек.
На территории Хабаровского края достаточное количество экспорториентированных предприятий из числа малого бизнеса. Им становится легче работать с иностранными партнерами. Если раньше были большие проблемы с получением сертификатов, признанием продукции по качеству, брендированием, то сейчас многие административные ограничения сняты. Зато инфраструктурные остались. Их надо решить: построить склады временного хранения, упростить обработку грузов, процесс растаможки.
И это будет хорошо не только для Хабаровского края, но и для соседних регионов – ЕАО, Приамурья, Якутии, Сахалинской области…
Полную версию интервью руководителя научных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Виталия Кубичека читайте на сайте ИА «Хабаровский край сегодня».