Среди задач утвержденной Правительством РФ новой Стратегии пространственного развития до 2030 года с прогнозом до 2036-го – развитие опорных населенных пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны. По сути, речь идет об их реновации. Такой, какая началась в ДФО с принятием мастер-планов 25 городов. Поэтому дальневосточный опыт обязательно будет использоваться в масштабах страны. Мы начинаем цикл публикаций о том, как реализуются сегодня пилотные модели развития городов макрорегиона.
Все под контролем
Аналитики Восточного центра государственного планирования участвуют в процессе мастер-планирования на всех этапах: от разработки проектов до сопровождения их реализации. Востокгосплан просчитывал экономическую часть моделей развития Анадыря, Магадана, Белогорска, Петропавловска-Камчатского, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, агломерации Свободный – Циолковский, а также многих арктических опорных населенных пунктов.
Сегодня перед сотрудниками организации стоят качественно новые задачи: постоянный мониторинг и сопровождение мероприятий – организационных и по развитию инфраструктуры. Чтобы вести контроль выполнения долгосрочных планов социально-экономического развития (в основе их и лежат мастер-планы), внедряется Информационная система управления проектами. Это важно: таким образом обеспечивается прозрачность строительства и реконструкции более 2,5 тыс. объектов.
Среди задач Департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан» – управление реализацией долгосрочными комплексными планами, организация взаимодействия между всеми заинтересованными и ответственными сторонами, вплоть до помощи регионам в поиске финансовых инструментов («заход» в госпрограммы, нацпроекты). Сотрудники Департамента рассказали о некоторых ключевых объектах, построенных в 2024 году.
Еду в Магадан!
Под занавес 2024 года на Колыме произошло событие, важность которого трудно преувеличить: в столице региона открылся новый аэровокзальный комплекс имени Владимира Высоцкого. Комфортный, современный. 15 стоек регистрации, 2 багажных ленты, 12 лифтов и эскалаторов, просторные залы ожидания, 2 телетрапа. А еще этот аэропорт очень красивый: дизайн трехэтажного здания напоминает о связи региона с морем и золотом.
Строительство терминала началось в декабре 2022 года и завершилось в соответствии с графиком в декабре 2024-го. Объект вошел в мастер-план Магадана. Финансирование велось за счет частных инвестиций с привлечением кредитных средств, в том числе программы льготного кредитования Государственной корпорации ВЭБ.РФ и ПАО СБЕРБАНК. Общий объем инвестиций составил 11,75 млрд рублей.
«Аэровокзальный комплекс – не просто воздушные ворота Колымы – он уже стал визитной карточкой региона», – отметил губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Впрочем, количество визитных карточек Колымы благодаря мастер-плану Магадана увеличится ощутимо. Один из важнейших проектов – расширение и укрепление «морского фасада» одновременно с приведением в порядок гавани и рыбного рынка – еще только предстоит реализовать. А вот трехэтажную инженерную школу на 530 мест в рамках национального проекта «Образование» уже сдали в середине декабря 2024 года.
Это учебное заведение с углубленным изучением предметов инженерного профиля, а по сути – целый научно-образовательный центр, ориентированный на естественно-научное и технологическое направления. Площадь здания – 15 тыс. квадратных метров. Во всех кабинетах подключены и настроены современные интерактивные доски, оборудованы актовый и спортивный залы, библиотека. Есть уникальный голографический класс, класс робототехники, современные физические и химические лаборатории. При оформлении каждого кабинета использовали особое цветовое решение.
Учить детей будут увлеченные классные педагоги, в том числе специально привлеченные из других дальневосточных городов, а также из Мурманска, Новосибирска, Красноярска, Оренбурга, Перми.
Если главная задача мастер-планов заключается в создании условий, при которых людям не захочется уезжать из родных мест, то и аэропорт, и новая школа внесут большой вклад в ее выполнение. Кстати, размещая прошлым летом объявление о вакансиях в сообществе педагогов в социальной сети, директор инженерной школы Константин Зеленский написал:
– Не бойтесь Магадана! Он давно уже не место ссылки, современный, динамично развивающийся город!
Из точки «А» в точку «Б»
В хабаровском парке общественного пассажирского транспорта – пополнение. В соответствии с мастер-планом за счет специальных казначейских кредитов для обновления подвижного состава в 2024 году в краевую столицу поступило 16 троллейбусов и 10 односекционных низкопольных трамваев. Они уже работают на пассажирских линиях. Объем финансирования – 1,4 млрд рублей.
Новая техника (кстати, симпатичного оранжевого цвета) отечественного производства, оснащена бесплатным Wi-Fi и видеонаблюдением, есть возможность подзарядки смартфона. Троллейбусы – с увеличенным автономным ходом.
«Маршруты городского электрического транспорта есть во всех районах Хабаровска, поэтому замена техники на современную улучшит экологическую обстановку в городе», – отметили в Востокгосплане.
В городе Юности долгосрочный план комплексного социально-экономического развития предусматривал на 2024 год «Завершение реконструкции набережной р. Амур в г. Комсомольске-на-Амуре, 2,8 км». Этот проект включает берегоукрепление, реконструкцию тротуарных дорожек с покрытием из брусчатки, устройство спусков к Амуру, создание зоны спортивного отдыха, устройство наружного освещения, размещение малых архитектурных форм.
Можно сказать, что достичь намеченного удалось: основные работы выполнены, сейчас ведутся установка ограждений, обустройство пандусов и технических съездов. Общая площадь благоустройства, включая городской фонтан – 250 кв. м.
«Из уже практически построенного в Комсомольске-на-Амуре в рамках реализации долгосрочного плана можно выделить и детский технопарк «Эвристика». Он станет центром притяжения будущих ученых и инженеров из нескольких районов края. Возведение технопарка началось в 2023 году, – дополнили в Востокгосплане. – В детском центре предусмотрены оснащенные современным оборудованием лаборатории авиа- и ракетного моделирования, мастерская судостроения, робототехнический центр, интерактивный музей науки, инженерная лаборатория, планетарий и актовый зал. Сегодня здесь заканчивают работы, закупают специальное оборудование, благоустраивают прилегающую территорию».
Спортивный регион
В Приморском крае в рамках выполнения долгосрочного плана социально-экономического развития в октябре 2024 года сдали ледовый спортивный комплекс «Восточный».
Размеры объекта, расположившегося в микрорайоне Врангель Находкинского городского округа, впечатляют: общая площадь – 6 тыс. кв. метров. На них расположились ледовая арена, универсальная спортивная площадка, воркаут-зона и административное здание.
Общий объем инвестиций – 994,33 млн. рублей, причем это частные средства: на полях VIII ВЭФ подписано соглашение о сотрудничестве между руководством Приморского края и АО «Восточный Порт». И стивидорная компания не только построила спортивное сооружение, но и взяла на себя обязательства по его ежегодному содержанию.
Ключевой объект комплекса – ледовая арена с трибунами площадью почти 2,5 тыс. квадратных метров. Она будет использоваться для тренировок детской команды Врангеля по хоккею, а также для занятий фигурным катанием и конькобежным спортом. Для зрителей и болельщиков обустроены трибуны на 250 посадочных мест, 4 из которых — для маломобильных граждан.
«Это фантастически красивый комплекс, я очень рад, что его открыли и что я сегодня здесь присутствую, вижу лица наших замечательных мальчишек и девчонок, которые хотят заниматься спортом. Теперь у них есть отличная возможность исполнить свою мечту», – сказал принявший участие в церемонии открытия комплекса знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов.
Арена во Врангеле – крупнейший каток в Находке. Но не единственный. В прошлом году достроили (правда, по ряду причин с опозданием) и крытый тренировочный каток «Жемчужина Находки» общей площадью более 3,5 тыс. квадратных метров. Он также создан в рамках мастер-плана и включает в себя ледовое поле, зрительские трибуны, раздевалки, общественную зону, административные и технические помещения.
Сооружение объекта началось в 2021-м, заказчиком выступило «Управление капитального строительства Приморского края». Сегодня каток используется для тренировок команд, проведения товарищеских встреч, любительских турниров, а также соревнований краевого и федерального уровней. Выделены определенные часы и для свободного катания жителей и гостей города. И это бесплатно!
«Считаю, что в каждом муниципальном образовании должен быть построен комплекс: ледовая арена, бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс и открытый стадион, который будет оснащен всеми необходимыми тренажерами», – подчеркнул глава Приморья Олег Кожемяко.
Продолжение следует…