В Якутске на днях торжественно отпраздновали обновление площади Ленина – ее ремонтировали год, инвестиции в реконструкцию составили свыше 719 миллионов рублей. А в четверг, 17 октября, дали старт работам основного цикла строительства Ленского моста. В Комсомольске-на-Амуре недавно открыли для посещения участок перестроенной набережной. Много хорошего сделано в Тынде — отремонтировали здания и площади, благоустроили тропу здоровья, сквер в районе музыкальной школы, дворовые и общественные территории, парки. На 15 объектах в Петропавловске-Камчатском планируют завершить работы до конца года. Перечисленное — лишь малая часть 875 мероприятий, которые вошли в мастер-планы 25 дальневосточных городов, разработанные по поручению Президента России.
Эти мастер-планы легли в основу утвержденных правительством страны долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития (ДКП). Реализация предусмотренных проектов позволит улучшить условия жизни более чем 4 млн дальневосточников.
«Специалисты Востокгосплана участвуют в процессе мастер-планирования на всех его этапах: от разработки моделей социально-экономического развития городов до сопровождения реализации проектов, а это контроль выполнения 296 организационных мероприятий и 875 — по развитию инфраструктуры (1311 с учетом подмероприятий), строительства и реконструкции более 2,5 тыс. объектов. Кроме того, реализация мастер-планов должна быть максимально прозрачной. Для осуществления мониторинга и контроля данного процесса в онлайн-режиме внедряется Информационная система управления проектами (ИСУП). С этой системой сегодня работает более 1000 пользователей, за каждым мероприятием закреплен ответственный», — подчеркивает директор департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Алексей Просужих.
При создании мастер-планов эксперты делали акцент на том, каким может быть город, привлекательный для инвесторов. Разработки Востокгосплана строятся на системной оценке факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в городском округе или агломерации. Они имеют методическое и экономическое обоснования, дают стратегическое видение развития территории в контексте макроэкономической ситуации, федеральной и региональной повестки. Аналитики просчитывали приоритетные потребности развития города, отвечая на вопросы: «Какие виды деятельности традиционно «процветают» на этой территории? Какие сильные торгуемые сектора «растут» здесь?».
Востокгосплан принимал участие в создании мастер-планов Анадыря, Магадана, Белогорска, Петропавловска-Камчатского, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, агломерации Свободный – Циолковский.
Сегодня перед сотрудниками организации стоят качественно новые цели: механизм инфраструктурного развития городов Дальнего Востока уже запущен, на этой стадии особенно важен постоянный мониторинг и сопровождение работ.
«Задача нашего департамента – обеспечить управление реализацией долгосрочными комплексными планами, организовать взаимодействие между всеми заинтересованными и ответственными сторонами, – отмечает руководитель направления по инфраструктурным проектам Алексей Швецов. – Это представители региональных и федеральных органов власти, ведомств, которые указаны ответственными по мероприятиям ДКП. Каждый сотрудник департамента курирует несколько городов, находится в постоянном контакте с исполнителями на территории».
Эксперты также включились в образовательную программу обучения госслужащих ДФО по управлению реализацией мастер-планов развития городов: делились с коллегами наработанным опытом, проводили лекции и практические занятия. Финальный модуль первого четырехмесячного курса завершился в начале октября в Хабаровске.
Кроме того, сотрудники департамента помогают решать возникающие проблемы.
«Например, мастер-планом Большого Камня предусмотрен капремонт лечебных корпусов медико-санитарной части № 98 Федерального медико-биологического агентства, это основное учреждение здравоохранения в городе. Ответственным исполнителем является ФМБА России, которое, ссылаясь на объективные причины, старт мероприятия откладывало. В первый раз я посетила этот объект в июле 2024 года, встретилась с главным врачом и медперсоналом учреждения, с представителями администрации Большого Камня. И мне сразу стало ясно, что нужно действовать оперативно. Вместе мы подготовили информационную справку, в которой описали риски недополучения жителями медицинских услуг, определили объемы работ и финансирования. Также со справкой мы направили в ФМБА России фото плачевного состояния объектов. И в результате переговоров и совещаний получили подтверждение финансирования капитального ремонта лечебных корпусов с 2025 года», — рассказывает первый заместитель директора департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Ирина Митькина.
Среди общих проблем дальневосточных городов — изношенная инфраструктура ЖКХ, высокая доля аварийного жилья, плохо благоустроенные общественные пространства. Поэтому в программы реновации вошло так много объектов транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструктуры: от очистных сооружений до стадионов, набережных и больниц.
Мастер-планы показывают, как территория будет меняться на протяжении времени в соответствии с запросами жителей.
«Например, Магадан решает задачу по укреплению берега Охотского моря. В Большом Камне на территории ТОР реализуются масштабные промышленные проекты. С открытием кампуса СахалинTech ожидается настоящий прорыв в образовательной сфере островного региона. В Улан–Удэ самое пристальное внимание обращено на здравоохранение и принято решение о строительстве нового корпуса Центра Восточной Медицины. В Хабаровске активно развивается культурная среда, подтверждение тому — проект нового Дальневосточного художественного музея. В Чите в ближайшее время откроется Российский центр стрельбы из лука, это будет служить поддержанию спортивных традиций», — говорит заместитель директора департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан» Анастасия Ларина.
Есть и особенные проекты.
«В их числе строительство трансграничной канатно-подвесной дороги через Амур между городами Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР), — отмечает руководитель направления по инвестиционным проектам департамента поддержки реализации территориальных проектов Вячеслав Федоров. — Это уникальный объект, единственная в мире канатная дорога, которая соединяет два государства».
Китайская сторона намерена завершить проект в конце 2024 года. Строители в Хэйхэ уже официально закончили возведение двух основных зданий китайской части дороги через реку Амур. На российской части объекта предстоит закончить линейную опору канатной дороги и выполнить другие работы. А первых пассажиров планируется отправить в конце 2025-го.
Среди мероприятий мастер-плана Читы можно выделить переход частного сектора с печного отопления на газовое, включающий строительство сетей газоснабжения. Газификация входит в программы реновации многих городов, но в Чите проект особенно масштабный (свыше 13 тыс. домов!) и аналогов пока не имеющий.
Мастер-план Якутской агломерации предусматривает изменение структуры экономики города за счет строительства Ленского моста и развития креативных индустрий. Поэтому в числе ожидаемых экономических эффектов – улучшение круглогодичной транспортной доступности, прирост в креативном секторе на 79%.
Общая стоимость долгосрочных планов составляет более 4,4 трлн рублей. Рекордсмен по необходимому финансированию до 2030 года – мастер-план Владивостока: 956,1 млрд рублей, в том числе 353,6 млрд рублей из федерального бюджета. А объем средств, которые предусмотрены на реализацию всех мастер-планов приморских городов (Владивосток, Артем, Арсеньев, Находка, Уссурийск и Большой Камень) – 1,4 трлн рублей.
«Половина суммы – это, в основном, проекты резидентов ТОР и КРДВ, а также объекты естественных монополий. Остальная часть – ресурсы федерального и регионального бюджетов. Мы уже реализовали мероприятия на 15 млрд рублей. Бюджетные заявки поданы на 85 млрд рублей. В краевом бюджете предусмотрели 48 млрд рублей, включая инфраструктурные и специальные казначейские кредиты», – заявил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
На развитие Владивостокской агломерации (Владивосток + Артем) будет ассигновано 1,2 трлн рублей. Средства серьезные и оправданные: предусматривается становление агломерации как научного, финансового и логистического центра.
Мастер-планы других городов менее затратны: например, Якутск — 448,8 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 202 млрд рублей, Хабаровска — 366,7 млрд рублей (за счет средств федерального бюджета — 55,6 млрд рублей).
Но мало кто сходу правильно назовет город, который оказался на втором месте после Владивостока по объему требуемых средств (555 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета 48,8 млрд рублей).
«Это Биробиджан, – говорит Алексей Швецов. – Особенность плана его развития в том, что почти 90% финансовой составляющей приходится на мероприятия по реализации инвестиционных проектов. В том числе запланирована реализация трех инвестиционных проектов по строительству жилья. В эксплуатацию будет введено свыше 431 тыс. кв. метров».
Тем не менее задачу точного определения источников финансирования мастер-планов — как бюджетных, так и внебюджетных — регионам еще предстоит решить. Помощь в поиске финансовых инструментов («заход» в госпрограммы, нацпроекты и т.д.) оказывают и сотрудники департамента поддержки реализации территориальных проектов ФАНУ «Востокгосплан».