По результатам исследования АСИ «Внутренний туризм в России: не стоим на месте», 29% респондентов считают ДФО интересным регионом для путешествий в 2024 году. В прошлом году так думали 17%. 

Охота к перемене мест

О растущем интересе к Дальнему Востоку со стороны жителей других округов России свидетельствует изменение туристического потока. Еще в прошлом году число гостей, посетивших ДФО, приблизилось к доковидному уровню.

«В 2019 году макрорегион принял 7,5 млн туристов. В 2023-м число туристических поездок на Дальний Восток достигло 6,1 млн или 4% общего числа по стране. За год показатель вырос на 13,3% (в РФ – 3,1%). Более половины туристического потока пришлось на Приморский и Хабаровский края. Число людей, размещенных в коллективных средствах размещения, выросло на 17% по сравнению с показателями 2022 года до 4,1 млн человек», – привели данные в ФАНУ «Востокгосплан».

По словам аналитиков организации, в 2024 году тренд на увеличение туристического потока продолжается. В том числе и за счет иностранцев. Так, в Забайкальский край только через МАПП «Забайкальск» в июле приехало рекордное число китайских туристов (18806 человек). А из 1,5 миллиона человек, посетивших Приморский край за полгода, почти 170 тысяч – иностранцы.

И все-таки, главное для регионов – это развитие внутреннего туризма. На растущий спрос качественно меняется предложение. Один из трендов – поездки с посещением промышленных предприятий. Еще недавно эту сферу даже не выделяли среди направлений отрасли, но сегодня ее доля в общем перечне видов туризма заметно увеличилась. Неслучайно этому сейчас уделяется такое большое внимание – несколько сессий касались промтуризма на Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске в сентябре, тему обсудили и на проходящем сейчас форуме «Нефть и газ Сахалина-2024», а уже в октябре начнется Неделя промышленного туризма в Хабаровском крае.

«Большинство путешественников едут в макрорегион с исследовательской мотивацией и поэтому у промышленного туризма здесь хорошие перспективы развития, – подчеркивает директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. – Культурно-познавательные цели подразумевают не только посещение музеев и исторических мест, но и знакомство с тем, чем живет город или регион, что производит, — с «экономической душой» территории. При этом трудно переоценить профориентационную роль и патриотическую составляющую промышленного туризма».

Приглашение за штурвал

Пока в сфере промышленного туризма более выражен внутрирегиональный аспект: приехать на предприятия, расположенные в своем крае или области, легче и дешевле, нежели выделить время и деньги для экскурсии за тридевять земель. Особенно такие посещения нравятся детям.

«Мои дети побывали на экскурсии в Хабаровском аэропорту. Это было потрясающее путешествие! Они получили уникальную возможность увидеть работу аэропорта изнутри – побывать за стойкой регистрации, в зоне обработки багажа. Младших особенно восхитило наблюдение за взлетающими и садящимися самолётами. Но самым ярким впечатлением стало посещение настоящего авиалайнера. Дети смогли побывать в кабине пилотов, потрогать и покрутить все кнопки и рычажки, а также посидеть за настоящим штурвалом. Никто не остался равнодушным. А пятилетняя София начала задумываться о профессии бортпроводницы», – рассказывает старший аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Марина Донец.

По словам руководителя пресс-службы АО «Хабаровский аэропорт» Анастасии Хаустовой, организуя такие экскурсии, предприятие преследует несколько целей. В какой-то степени это даже воспитание «идеальных пассажиров», знакомство детей с правилами авиационной безопасности. Но особенно важна именно профориентационная тема, в том числе прямое привлечение новых сотрудников. Конечно, как много детей через несколько лет свяжет свою жизнь с авиацией, сказать сложно, но вот данные по студентам и молодым специалистам, для которых у аэропорта существуют свои программы, есть.  

«21 специалист трудоустроен в Хабаровский аэропорт в 2024 году по итогам участия в профориентационных экскурсиях», – привела цифры Анастасия Хаустова.

Кстати, на долю туристического пирога успешно претендуют и небольшие компании. Руководитель хабаровской фабрики мороженого «Зайца» Илья Амирханов сделал ставку на промышленный туризм еще в 2014 году. Главные посетители – дети, но с удовольствием приезжают на предприятие и взрослые. Что это дает компании? Рекламу, обратную связь с потребителем, включение в профориентационный процесс, прямые доходы от экскурсий.

«В 2023 году мы приняли 10 тыс. туристов! – говорит Илья Амирханов. – В том числе из других регионов Дальнего Востока и Сибири».

Конечно, специально в Хабаровск для посещения маленькой фабрики мороженого поедут вряд ли, но часто экскурсии включают в программу пребывания в городе организованных групп маленьких танцоров, спортсменов, участников различных конкурсов.

Производитель изделий из овечьей шерсти фабрика «Руно» в Забайкальском крае в 2023 году стала победителем проекта АСИ «Всероссийский Акселератор по промышленному туризму» в номинации «ПРОМценности: Лучшая производственная экскурсия по популяризации и сохранению национально-культурных традиций».

«Приезжают дети, студенты, взрослые. Школьники часто спрашивают, как устроиться к нам на работу. Ну а взрослым, конечно, интересен процесс производства и готовая продукция», – рассказывает руководитель трикотажного цеха Эржена Хан.

Частые гости – туристы из Монголии и Китая. И именно после их посещений на фабрике стали производить и продукцию, специально рассчитанную на иностранных покупателей: обычная ширина пледов в Китае не меньше 2 метров, у тех, что выпускает «Руно», другие размеры. То есть организация промышленного туризма позволила расширить ассортимент – и рынок сбыта.

Источник фото: пресс-служба правительства Забайкальского края

К слову, ни одна компания не может открыть туристическое направление без решения определенных задач. Соблюдение секретности, безопасности, санитарных правил – требования, которые нужно учесть. Подразумеваются большая ответственность, серьезная работа и зачастую принятие дополнительных мер. Но предприятия идут на это.

Совместная работа

Между тем сегодня растет понимание, что индустриальный туризм надо выводить на качественно иной уровень, нежели посещение фабрик и заводов в отдельно взятом субъекте. Дальневосточный проект «Здесь начинается рабочий день» признан самым перспективным межрегиональным маршрутом в стране по результатам III Всероссийской образовательной программы по развитию промышленного туризма «Открытая промышленность 2024».

Над этим проектом совместно работают 4 региона: Сахалинская и Амурская области, Забайкальский и Хабаровский края. Автором идеи стала команда Сахалинской области.

В маршрут войдут не менее 15 объектов Дальнего Востока – от космодрома, крупных заводов и современных аэропортов до инновационных перерабатывающих производств, добывающих компаний и небольших предприятий.

Кто поедет? Тот, кто хочет узнать Дальний Восток по-настоящему, а не поверхностно, кому важна «экономическая душа» территории, кто хочет расширить горизонты своих представлений о большой стране. Такой туристический продукт особенно будет интересен молодежи.

«В первую очередь, проект для нас – профориентационно направленный. На Дальнем Востоке активно создаются рабочие места, и наша общая цель – обеспечить их квалифицированными специалистами», – поясняет первый заместитель министра туризма Сахалинской области Наталия Пахолкова.

По ее словам, у молодежи из разных регионов России возможность проявить себя на Дальнем Востоке сейчас высока как никогда. Посетив с экскурсией крупные дальневосточные предприятия, сегодняшний студент получает представление о работе этих промышленных гигантов, отсюда один шаг до стажировки на них, до желания занять вакансии.

«Работать межрегиональной команде было непросто, так как каждый регион имеет свою специфику и интересы. Чтобы избежать острой конкуренции между регионами, необходимо было найти компромиссные решения и учесть интересы всех сторон», – рассказывает министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус.

Предполагается, что в проект войдут три индустриальных маршрута: «Мечты о небе», «Энергия земли и энергия людей», «БАМ. Прошлое, настоящее, будущее». Каждый предполагает туристическую программу плюс промышленные экскурсии в городах пребывания. Например, «Мечты о небе» – это посещение Дальневосточной авиакомпании «Аврора» и Международного аэропорта Южно-Сахалинск имени А.П. Чехова на Сахалине, Международного аэропорта Хабаровск имени Г.И. Невельского и Комсомольского-на-Амуре авиазавода имени Ю.А. Гагарина в Хабаровском крае, а также космодрома Восточный в Амурской области.

Туры начнутся в 2025 году. Сегодня проект дорабатывается: надо учесть все нюансы. Ведь, кроме собственно предприятий, маршрут должен включать разнообразные культурные, исторические и природные достопримечательности. А во избежание излишней дороговизны для туриста требуется тщательно спланировать варианты размещения и транспорта, выбрав оптимальные.