Как развиваются креативные индустрии на Дальнем Востоке? В каких регионах они вышли за рамки творчества и стали новой экономикой? Какие сферы сегодня находятся в фокусе особого внимания и почему? Об этом и многом другом шла речь на сессии Восточного экономического форума – 2024 «Креативная прокачка регионов: от индустрий к творческой экономике».
Чуть больше месяца назад был принят закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ», который призван вывести креативную экономику в правовое поле.
«Принятие закона стало новым этапом в истории креативного предпринимательства в России. И у самих индустрий, и у организаций, ответственных за их поддержку, в корне меняется оптика – фокус теперь на экономике. Это значит, что креативщики должны все больше развивать в себе предпринимательские навыки, учиться не просто творить, а создавать продукт, востребованный на рынке, уметь управлять бизнесом, масштабировать и его и интегрировать в экономику страны», – подчеркнула модератор сессии, директор центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде.
В числе следующих шагов – проведение большого исследования сектора креативных индустрий, результатом которого станет формирование 12 дорожных карт. В дорожные карты войдут ключевые аспекты развития индустрий: поддержка предпринимательства, экспорт, региональное развитие, создание инфраструктуры.
С рассказом об исследовании «Арт-индустрии Дальнего Востока», которое провели в ФАНУ «Востокгосплан», выступила директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам организации Елена Агешина. Аналитики изучили международные тренды и провели интервью с дальневосточными креативщиками. В живом опросе участвовали 42 человека – арт-мастера, представители бизнеса, а также органов государственной власти.
«Мы в процессе первичных исследований выяснили, что важной составляющей креативных индустрий является арт-сфера. Она формирует образы и смыслы, которые в свою очередь рождают идеи в мире моды, кинематографа, дизайна, рекламы, учебных программ, социальных проектов и так далее. Важный момент: доходность арт-рынка в мире превысила доходность традиционного фондового рынка, – сказала Елена Агешина. – И мы задались вопросом: «Что происходит в этой сфере на Дальнем Востоке».
По ее словам, экспертные интервью участников исследования позволили сформировать картину того, что происходит в каждом сегменте, как эти сегменты взаимодействуют между собой, какая законодательная, регуляторная среда нужна им для развития.
«Сегодня очень важно сосредоточиться на образовании в этой сфере. Участники нашего исследования считают, что начинать нужно с него, – подчеркнула Елена Агешина. – И в первую очередь – с усиления подготовки в детских художественных школах. Именно с точки зрения развития, самовыражения, транслирования эмоций через художественные произведения. Потому что пока в нашей школе очень много традиционного».
Другими составляющими могут стать введение практики курсовых и дипломных проектов сразу как стартапов или готовых бизнес-продуктов; создание на Дальнем Востоке международных арт-школ именитых дальневосточных арт-креаторов, добившихся мировой известности, и продвижение их на российском и международном рынках артобразования; реализация программ поддержки преподавателей — успешных креаторов в арт-направлении; создание модулей совместной подготовки студентов артспециальностей и студентов направления маркетинга и рекламы; развитие системы грантовой поддержки кратковременных стажировок в России и за рубежом для талантливых художников и так далее.
Одним из примеров важности образования в развитии арт-сферы и креативных индустрий в целом может служить Якутия.
«Мы давно и системно вкладываемся в развитие человеческого капитала, у нас работают прекрасные школы, зарекомендовавшие себя еще с советских времен. Первостепенные задачи – создание инфраструктуры и обеспечение возможностей для подготовки кадров”, – сказал, выступая на сессии глава Республики Саха Айсен Николаев.
По его словам, Якутия до недавних времен ассоциировалась как регион, где ведется добыча полезных ископаемых.
«Развитие творческих индустрий, привлечение и удержание человеческого капитала крайне важно для развития всего региона. Мы не должны зависеть только от горной промышленности. За 6 лет создали целую экосистему креативной экономики. У нас есть опорная организация – Корпорация развития Якутии, деятельность которой направлена исключительно на развитие несырьевых проектов», – подчеркнул Айсен Николаев.
Он привел цифры: к 2030 году в Якутии численность занятых в отрасли людей должна увеличиться с 48 тысяч до 70 тысяч человек. Кроме того, будет достигнуто удвоение добавленной стоимости креативных индустрий – с 60 млрд рублей в 2023 году до 120 млрд рублей.
О том, как меняется отношение россиян к креативным индустриям, рассказал директор по развитию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ-Консалтинг) Даниил Ермолаев. Согласно исследованию ВЦИОМ, оно пока находится на стадии формирования, однако интерес к теме возрастает.
«Сегодня 14% респондентов ( в 2021 году их было 9%) считают, что в России развитие креативных индустрий находится на высоком уровне, 39% – оценивают его как средний, 31% – как низкий», – отметил Даниил Ермолаев.
36% опрошенных уверены в том, что могли бы проявить себя в сфере креативной индустрии. Годом ранее аналогичный ответ дал 31%. А это означает, что рост творческой экономики в нашей стране будет продолжаться.