О приоритетных задачах органов власти по управлению последствиями изменения климата рассказал на пленарном заседании XV Международного форума «Экология» директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов. Мероприятие проходит в ЦМТ Москвы 4 и 5 июня, оно приурочено ко Дню эколога и Всемирному дню окружающей среды. Представители профильных ведомств, промышленных предприятий, научного сообщества и общественных организаций обсуждают, как объединить усилия для реализации экологической повестки России.
Один из факторов, влияющих сегодня на окружающую среду, – потепление климата в высоких широтах. Для нашей страны оно стало серьезным вызовом, ведь вечная мерзлота занимает 65% площади России, это треть территории мировой криолитозоны. В Арктической зоне за последние 50 лет температура воздуха выросла почти на 2°C. Это самый высокий темп изменения климата на планете.
«Наличие мерзлоты определяет многие особенности строительства и эксплуатации зданий на территории ДФО и АЗРФ, – подчеркнул Михаил Кузнецов. – Экспертные оценки показывают, что к 2050 году несущая способность грунтов на 70% территории может уменьшиться до 60%».
В зоне АЗРФ расположено множество капитальных строений, включая многоэтажные жилые дома. Эти строения, рассчитанные на стабильные условия вечной мерзлоты, сталкиваются с риском разрушения из-за постепенного таяния льда в почве и связанных с этим просадок и деформаций.
«Таяние вечной мерзлоты может привести к повреждению объектов инфраструктуры, включая трубопроводы, дороги и объекты топливно-энергетического комплекса, что несет значительные экономические и экологические риски, – отметил директор Востокгосплана. – По оценкам, в зоне вечной мерзлоты деформировано более 40% зданий. Усиливающаяся неустойчивость грунта создает угрозу разрушения жилых домов и нарушения инфраструктурной связности».
По его словам, при отсутствии мероприятий по адаптации к изменению климата потенциальный ущерб инфраструктуре в зоне вечной мерзлоты может составить до 10 трлн рублей к 2050 году.
Между тем в перечне рисков есть экологические и социальные. Они тоже несут огромную опасность. Например, переход вечной мерзлоты в нестабильное состояние может оживить споры возбудителей опасных заболеваний в результате разложения старых скотомогильников.
«В Сибири и на Дальнем Востоке в 1997 году на учете состояло 5024 стационарно-неблагополучных пункта по сибирской язве. Это указывает на высокую вероятность возникновения новых вспышек болезней, которые могут распространяться в результате таяния вечной мерзлоты», – сказал Михаил Кузнецов.
Он напомнил о вспышке сибирской язвы на полуострове Ямал в 2016 году. Тогда погибло 2572 оленя, заболели 24 человека, один из которых скончался.
«Последствия потепления в Арктике могут быть еще более значительными ввиду отсутствия оптимально выстроенной системы мониторинга климата и состояния вечной мерзлоты. Имеющаяся система мониторинга недостаточна для своевременного обнаружения и реагирования на изменения в условиях окружающей среды», – подчеркнул эксперт.
Сегодня, по его словам, кроме государственного фонового мониторинга Минприроды есть локальные решения компаний, например, «Газпрома», «Норильского никеля» и др. Они не заменяют государственную систему, так как фокусируются на отдельных объектах корпоративной инфраструктуры.
Так, система мониторинга ПАО «Газпром» в ЯНАО охватывает дистанционный мониторинг температуры грунтов, термометрию грунтов проблемных зданий, мониторинг автодорог, трубопроводов и линий электропередачи. Она обеспечивает комплексное наблюдение за инфраструктурой.
Программа ПАО «ГК «Норильский никель» включает в себя оборудование 1500 объектов датчиками для передачи сигнала тревоги в реальном времени, а также использование спутниковых снимков, бурение скважин и геодезическую съемку. Эту пилотную систему запустили в 2021 году в Норильске, Дудинке, Снежногорске и Светлогорске.
«Для создания эффективной государственной системы мониторинга необходимо перенять и интегрировать опыт этих локальных систем», – уверен руководитель «Востокгосплана».
В заключение он назвал приоритетные задачи органов власти в отношении управления последствиями изменения климата:
- поддержка создания комплексной федеральной системы мониторинга состояния вечной мерзлоты, которая охватывает как фоновый, так и геотехнический мониторинг,
- разработка Федерального закона о мерзлоте, который будет регулировать системный сбор, анализ данных и прогнозирование изменений. Закон также должен предусматривать корректировку стандартов проектирования и эксплуатации зданий в условиях вечной мерзлоты, чтобы повысить их устойчивость к изменяющимся климатическим условиям,
- корректировка региональных планов адаптации к изменениям климата,
- поддержка и распространение лучших практик мониторинга мерзлоты и стабилизации зданий.
«В процессы взаимодействия в общей системе мониторинга вечной мерзлоты должны быть включены самые разные министерства и ведомства», – подытожил Михаил Кузнецов.