ФАНУ «Востокгосплан» и Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) Сибирского отделения РАН провели совместный научно-методический семинар на тему «Моделирование социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока».
Ученые-экономисты обсудили инструментарий научных исследований развития Сибири, Дальнего Востока и Арктического региона. Как подчеркнул директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, в макрорегионах сформировались общие задачи развития территорий, среди которых рост уровня транспортной связанности, оптимальное размещение производительных сил, межрегиональная интеграция, повышение качества жизни населения.
«Восточные регионы играют особую роль в нашей стране, для их развития необходимо прорабатывать политические решения и использовать для этого продвинутый аппарат исследований», – отметила и.о. заместителя директора ИЭОПП по научной работе, заведующий отделом Территориальных систем Евгения Коломак.
Михаил Кузнецов рассказал о научно-исследовательских направлениях изучения развития Дальнего Востока и Арктики в работе ФАНУ «Востокгосплан».
«Восточный центр государственного планированиязанимается индикативным государственным планированием, помогает разрабатывать региональные программы, обеспечивает сопровождение долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городов», – сообщил он.
По словам Михаила Кузнецова, именно через трансформацию экономики, создание производительных рабочих мест решаются задачи предотвращения оттокаиобеспечения роста населения на Дальнем Востоке. При этом очень важно повышение качества жизни людей, соблюдение экологического благополучия территорий, сохранениеуникальной первозданной природы макрорегиона.
В основе аналитической работы Востокгосплана лежат цифровые пространственные данные. Ученые организации создали собственные информационно-аналитические системы «Дальний Восток и Арктика», «Регион-Прогноз», геоинформационную систему «ВГП-Геоинтеллект», с помощью которых анализируются данные, создаются модели развития конкретных компаний, отраслей и территорий, делаются выводы и прогнозы, предлагаются рекомендации органам управления.
«Генеральная задача – рост добавленной стоимости в каждой из ключевых отраслей, обогащение цепочек создания стоимости. Это то, что ведет к росту зарплат в конечном итоге», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
Об исследовании Востокгосплана, задача которого – оценить результативность мер господдержки отраслей специализации Дальнего Востока, рассказала директор организации по научным проектам и экспертным разработкам Елена Агешина.
«Эта тема была попыткой дать ответ на вопрос, какого рода стимулы существуют для развития производства на Дальнем Востоке и какой отклик они имеют со стороны региона и получателей мер поддержки», – заметила она.
За пять лет, начиная с 2018-го, сумма субсидий, которая была получена ДФО, составила 110 миллиардов рублей. Основная часть – 85% была сосредоточена в трех государственных программах: по поддержке промышленности, сельского хозяйства и судостроения.При этом 65% всего объема финансирования, которое было получено макрорегионом, «упало» в несколько основных сфер: судостроение, автомобилестроение, инфраструктурная субсидия и трансферт на организацию добычи и переработки многокомпонентных руд.
По словам Елены Агешиной, по числу случаев оказания поддержки и количеству участников лидирует программа по развитию сельского хозяйства.
«Следующей по степени распространения-субсидия, реализуемая через программу развития промышленности. Круг ее получателей обозначен довольно широко, может быть, за исключением сугубо добычных проектов. Для нас это явилось важным выводом, который демонстрирует необходимостьпредоставления региональным органам власти определенной свободы в распределении мер государственной поддержки и принятия самостоятельных решений в рамках маневрирования региональными фондами поддержки промышленности. В таком случае эта субсидия позволит регионам направлять средства на проблемные или перспективные участки, которые не просматриваются с федерального уровня так очевидно, как внутри самого региона», – подчеркнула Елена Агешина.
Выступление руководителя сектора «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» ФАНУ «Востокгосплан» Павла Андреева касалось оценки результативности мер господдержки отраслей специализации Дальнего Востока.
По расчетам ученых, к текущей специализации регионов ДФО можно отнести 62 отрасли, в которых занято больше половины работников. В первую очередь к ним относятся добыча угля, добыча металлических руд, складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность. 9 регионов специализируются именно на этих отраслях. На втором месте -обеспечение электроэнергией, на третьем – воздушный транспорт.
«Отрасль может обладать локальной значимостью, тогда она более важна для экономики самого региона, чем для национальной отрасли в целом, – отметил Павел Андреев. – Специфика ДФО заключается в том, чтов макрорегионе преобладают отрасли локальной значимости».
Эксперты выявили основные тенденции поддержки отраслей специализации и предложили критерии для приоритизации такой поддержки – например, наукоемкость, высокотехнологичность, уровень производительности труда, объем создаваемой добавленной стоимости. В ДФО определено 46 отраслей с высоким приоритетом для господдержки, самые распространенные в регионах – воздушный и водный транспорт, а также образование.
«Результаты данного исследования могут стать основой для определения приоритетов отраслевого развития Дальнего Востока. Это некий навигатор, задача которого – помощь в обоснованном выборе приоритетных направлений. Эти приоритеты должны «стыковаться» как на федеральном, так и на региональном уровнях. То есть, с одной стороны, находиться в рамках стратегии развития страны в целом, с другой -учитывать особенности развития тех или иных отраслей на местах», – заключил Павел Андреев.
Экспериментальную бизнес-модель развития рыбохозяйственного комплекса ДФО на примере одного из основных ресурсов – минтая – представила руководитель направления «Качество жизни и демографический потенциал» ФАНУ «Востокгосплан» Елена Ли.
«Процессы развития рыбохозяйственного комплекса в свое время в большой степени находились в теневом секторе, и до сих пор многие из них оказываются не совсем прозрачными для анализа, – отметила Елена Ли. – Минтай – один из самых недооцененных объектов ВБР. При этом в России 100% данного ресурса добывают именно на Дальнем Востоке».
Модель, разрабатываемая Востокгоспланом, учитывает всю цепочку бизнес-процессов, включая добычу, транспортировку, переработку, хранение, реализацию и потребление продукции.
По словам Елены Ли, почти половина всего объема добычи минтая вывозится за рубеж и 81% в структуре экспорта данного ресурса – неразделанная рыба или без головы (сырье). Подушевое потребление минтая в России – всего 3 кг, это 11% норматива потребления рыбы и рыбной продукции в год. Степень переработки минтая в России остается низкой, и составляет 37%.
«Мы вышли на очень интересный результат, который можно интерпретировать по-разному и который является основой для дальнейших исследований. У нас разошлись на 8% те объемы добычи, что предоставлены статистикой, и те расчетные объемы вылова, что могут быть при существующих технологиях переработки. Возможно, здесь имеет место отражение погрешности расчетных оценок экспертов из-за недостатка информации о фактических потерях ресурса на всех этапах рассматриваемого процесса его движения. Либо – это некая величина наличия недооцененного в экономике оборота минтая», – подчеркнула Елена Ли.
Один из этапов исследования – формирование стоимости минтая на рынке. Например, ученые выяснили, что 50% цены для потребителей формируется уже на этапе реализации продукта. В структуре конечной итоговой цены себестоимость добычи составляет только 10%.
С исследованием цепей поставок в черной металлургии России с акцентом на их развитие в азиатской части страны познакомил коллег заведующий отделом Прикладных региональных исследований ИЭОППСергей Петров.
Часть этого исследования касается формирования металлургического района на Дальнем Востоке. По словам Сергея Петрова, пока субъекты этого района – Кимкано-Сутарский ГОК в ЕАО, завод «Амурсталь» в Хабаровском крае и строящийся на территории опережающего развития «Большой Камень» Приморский металлургический завод – разобщены. Идея сибирских ученых состоит в возможности связать цепь поставок: например, Кимкано-Сутарский ГОК производит необходимое сырье, оно поставляется на «Амурсталь», а дальше эта стальная продукция идет на Приморский металлургический завод, который выпускает прокат, необходимый потребителям, в первую очередь- судостроительному комплексу Дальнего Востока.
«Если мы формируем такой комплекс, это обеспечивает снижение издержек. Например, «Амурсталь» в основном работает на ломе черных металлов, на Дальнем Востоке дефицит этого лома, и уже с 2021 года на заводе начали использовать горячебрикетированное железо, которое поставляется с Лебединского ГОКа из Белгородской области. То есть транспортное плечо составляет более 8 500 км, в то время как за 600 км находится Кимкано-Сутарский ГОК», – отметил Сергей Петров.
По его словам, пока на Кимкано-Сутарском ГОКе нет мощностей по производству такого железа, но возможность сформировать их при определенных условиях,существует.
Экономисты Востокгосплана и ИЭОПП обсудили также аспекты использования инструментов анализа, прикладных моделей, подходы к оценке агломерационных систем.
«Мы наметили много точек взаимодействия, вычленили перспективные для совместных исследований», – подытожил Михаил Кузнецов.