В Госдуме РФ продолжается обсуждение законопроекта «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», внесенного на рассмотрение 31 октября прошлого года. На очереди – второе чтение документа.
Кто у нас креативный?
«Креативные индустрии – это сектор экономики, в котором продукты и услуги создаются и производятся на основе творческого подхода, – говорит ведущий аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Анна Андреева. – Под такое понятие подходят дизайн и архитектура, реклама и музыка, кино и литература, арт-искусство и мода, народные художественные промыслы и создание компьютерных игр, гастрономия и деятельность СМИ. Причем это далеко не весь список. Креативные индустрии объединяют людей, использующих свои фантазию, инновации и талант для разработки уникальных продуктов и услуг. Ключевой момент: стоимость креативной продукции в значительной степени обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации».
По словам аналитика, творческие индустрии часто возникают на стыке традиционных отраслей, например, медицины и инженерии. Обязательные условия при этом – новизна и уникальность продукта. Такая взаимосвязанность делает новые решения конкурентоспособными.
Закон зафиксирует понятие креативных индустрий (КИ) как вида экономической деятельности. Кроме того, он обозначит ориентиры для развития КИ в России, связанные в том числе с поддержкой креативных кластеров (кстати, это понятие тоже прописано в документе). Будут определены и полномочия государственных органов в развитии этой сферы.
Упомянутые в законопроекте виды деятельности не закреплены в соответствии с ОКВЭД, но они разделены по четырем направлениям с оговоркой, что к креативным индустриям могут быть отнесены и другие творческие специализации, определенные специальным перечнем правительства РФ. Важно, что предполагается создание единого реестра субъектов креативных индустрий. И в него войдут сведения о физических и юридических лицах, которые соответствуют необходимым критериям. Порядок формирования и ведения такого реестра установит правительство страны.
«Что это даст конкретному мастеру народных промыслов, или конкретному ресторанчику авторской кухни? Например, право на помощь от государства, – объясняет Анна Андреева. – В законопроекте закреплены условия предоставления мер господдержки. Получатель должен: быть зарегистрирован на территории РФ в качестве юрлица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, работать в РФ, вести деятельность в одном из установленных видов креативных индустрий и быть включенным в реестр. То есть документ обязательно поднимет заинтересованность предприятий креативного сектора в развитии отрасли».
Как подчеркивает эксперт, разработка законопроекта подоспела очень вовремя: сейчас в нашей стране КИ и система статистического анализа динамики их развития находятся в стадии формирования. Расти есть куда: в начале 2020-х вклад творческих индустрий в ВВП в мире составил 6,6% (в среднем по России – в 3 раза меньше). А расти с господдержкой, согласитесь, всегда легче.
Феномены Дальнего Востока
В прошлом году ФАНУ «Востокгосплан» провело исследование креативных индустрий Дальнего Востока. Ученые проанализировали показатели творческих отраслей в округе. Провели серию экспертных интервью, опросив множество предпринимателей, занятых в сферах кино и анимации, моды, ювелирного дизайна, производства мебели и других.
Оказалось, что на Дальнем Востоке довольно высока занятость в КИ – 9,1 % общей численности в экономике при низкой результативности (1,9% выручки и 0,6% – прибыли). На региональном уровне творческие отрасли развиваются очень по-разному. В округе есть субъекты-лидеры, есть отстающие. По данным СПАРК, к началу прошлого года в креативных индустриях ДФО функционировало 2,8 тыс. компаний, из которых 65% пришлось на 3 региона: Приморский и Хабаровский края, а также Республику Саха (Якутия). На этих же территориях работает 97,4% дальневосточных предприятий КИ с выручкой более 18 млн руб. Еще один факт: основной вклад в развитие креативных индустрий в ДФО обеспечивают находящиеся в Приморье компании по обработке алмазов.
«Одной из наиболее перспективных отраслей можно назвать кино и анимацию, – продолжает Анна Андреева. – Все знают про феномен якутского кино. Кстати, одно из интервью нам давала Екатерина Черкес-заде, директор центра по развитию креативной экономики АСИ. Она сказала буквально следующее: «Якутское кино делается реально вопреки, обычно киностудии создают фильмы там, где много солнечных дней». На мой взгляд, Якутия вообще первая из дальневосточных регионов посмотрела на творческих людей с точки зрения экономики и стала драйвером развития креативной экономики ДФО. Неслучайно республика победила в номинации «Креативный регион» Национальной премии «Russian Creative Awards–2022». Это произошло благодаря многолетнему системному и многофакторному подходу к креативным индустриям, а также пристальному вниманию со стороны органов государственной власти»
Кроме того, фильмы снимают и в Приморье, и в Бурятии. Анимация «выстрелила» в Хабаровском крае. Так, студия «Мечталёт» готовит для широкого проката проект «Невельской» об амбициозном мореплавателе, решившем покорить Дальний Восток.
Другими словами, КИ на Дальнем Востоке – это серьезные направления, и да, они могут стать источником дохода. Креативные индустрии несут в себе мощный заряд. Они способствуют привлечению инвестиций и стимулированию экономического роста. По словам Дины Подпругиной-Замалиевой, режиссера, директора киностудии «Байкал кино», при производстве каждого кинофильма в регионе создается огромный мультипликативный эффект: появляются рабочие места, развивается не только инфраструктура киностудии, но и сфера услуг, общепит, индустрия гостеприимства. Создаются бренды, которые могут «зазвучать» и за пределами региона, то есть можно говорить о торгуемых секторах.
При этом КИ играют важную роль в формировании культурной среды, влияют на уровень образования, развитие творческого мышления. Они создают возможности для социокультурного обмена, повышают качество жизни людей и способствуют формированию позитивного имиджа территории. Такой социальный эффект в итоге тоже оборачивается экономической пользой.
Вдохновенье с господдержкой
Требуется ли какая-то особая помощь креативным индустриям на Дальнем Востоке? Анна Андреева убеждена: да. Мало быть талантливым и способным произвести уникальный продукт, важно еще сделать его востребованным и конкурентным на рынке.
«В рамках нашего исследования мы предлагали респондентам ответить на вопросы о проблемах отрасли и способах их решения, – говорит она. – Так вот, причинами основных ограничений развития творческих индустрий в ДФО были названы удаленность от основных рынков сырья и потребителей, отсутствие развитой производственно-технической базы, дефицит кадров и высокая зависимость от экономической динамики. Поэтому поддержка КИ на Дальнем Востоке должна быть комплексной – и организационной, и экспертной, и административной, и финансовой, и имущественной».
Например, основатель популярного в России бренда авторских лекал «Vikkisews» Виктория Ракуса из Хабаровска считает, что нужно сделать акцент на образование, а также на обеспечение специализированных учреждений Дальнего Востока современным ПО. По ее мнению, следует проводить больше программ и инициатив, направленных на выявление и поддержку молодых и талантливых конструкторов (конкурсы, фестивали, недели моды). А всемирно известный огранщик из Якутии Григорий Каратаев рассказал о необходимости мер по повышению технической оснащенности гранильных производств (помочь могут субсидии или льготные кредиты на приобретение новейшего оборудования).
«В целом же, по мнению участников нашего исследования, основные меры поддержки должны включать развитие стартапов в сфере КИ, модернизацию производств, помощь в продвижении продукции на рынках сбыта, подготовке кадров, организации крупных событий и мероприятий. Надо, чтобы были задействованы отраслевые программы развития, креативные сообщества и кластеры, а также экспортные центры. Поэтому напрашивается создание единого продюсерского центра для продвижения талантливых предпринимателей и вывода их продукции на внутренние и внешние рынки», – подытоживает Анна Андреева.