О роли Северного морского пути (СМП) в устойчивой логистике 21 века рассказала на состоявшейся в Москве конференции «Климатические риски и адаптация: от проектирования до отчетности» руководитель направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Мария Полякова.

Крупное мероприятие собрало на одной площадке экспертов из государственных, научных и финансовых организаций, а также представителей бизнеса. Они обсудили аспекты изменения климата, связанные с этим риски и управление ими. Мероприятие организовано компаниями Kept* при участии Сбербанка и СИБУРа.
«Восточный центр государственного планирования как опорный институт Минвостокразвития в этом году участвовал в разработке стратегии развития Арктики, а также создал цифровой двойник Севморпути. Климатическая повестка играет немаловажную роль в развитии этого транспортного коридора», – подчеркнула Мария Полякова.
По ее словам, в целом в мире на долю транспорта приходится около 24% глобальных выбросов углекислого газа (CO₂).
«И морская логистика – не исключение: суда у нас пока работают в основном на мазуте и дизеле», – продолжила эксперт Востокгосплана.

Таяние льдов, с одной стороны, открывает возможности для того, чтобы Севморпуть стал полноценным круглогодичным маршрутом. С другой стороны, это повышает уровень ответственности человечества, поскольку каждая тонна груза должна быть просчитана не только экономически, но и климатически.
«Сегодня мир входит в эпоху климатической конкуренции, именно климат диктует нам новые правила логистики. Так, Европа вводит механизм трансграничного углеродного регулирования, в международные тендеры на перевозки начинают включать строчки с требованиями, касающимися углеродного следа. Собственную систему регулирования разворачивает и Китай, – отметила Мария Полякова. – На наш взгляд, сейчас хорошее время для того, чтобы Россия предложила мировому рынку логистическую альтернативу, обоснованную с точки зрения климатической повестки».
Такой альтернативой должен стать Северный морской путь – маршрут международного интереса, самый короткий и потенциально самый «чистый» в Евразии:
- в азиатском направлении через СМП путь короче на 10–15 дней по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал → значит, потребуется меньше топлива, будет меньше выбросов;
- тонна груза, отправленная через Суэц, «дает» 5–6 кг CO₂. А через СМП ≈ 3–4 кг CO₂. Разница доходит до 40%.
К 2035-му, по расчетам экспертов Востокгосплана, совокупная экономия выбросов в случае выбора маршрута через СМП вместо Суэцкого канала оценивается более чем в 300–350 млн евро в год в углеродном эквиваленте.

Кроме того, в арктической логистике есть и другие резервы. По словам Марии Поляковой, использование судов на сжиженном природном газе (СПГ), а не на нефтяном топливе, способно снижать удельные выбросы на 20–25%.
«При росте флота на СПГ мы получаем климатическое преимущество арктической артерии, – подчеркнула эксперт Востокгосплана. – Это непростое направление развития, и, чтобы дальше двигаться по этому вектору, требуется государственная стратегия. Но тогда суровый Север окажется территорией, через которую проходит наименее суровый по отношению к природе маршрут. С правильным методологическим подходом это может обеспечить нам новый тип климатической ренты, а «климатические дивиденды» будут расти пропорционально грузопотоку».
Как эксперты получают расчеты экологического следа судов и флота в целом? С помощью созданного специалистами Востокгосплана цифрового двойника Севморпути, который в том числе позволяет оценить воздействие на окружающую среду. Кстати, этот «двойник» используется в актуализации Стратегии развития АЗРФ, при разработках финансовых моделей, оценках налоговых поступлений, валовой добавленной стоимости отраслей и планов государства.

«В нашем цифровом решении – вся база арктических проектов, а также касающиеся Севморпути намерения добычных и перерабатывающих компаний, плюс принимается во внимание государственная стратегия в этом направлении. Мы смоделировали маршруты с учетом ледовой обстановки, ледокольной проводки, инфраструктурных ограничений (например, по энергетике или доступным ледоколам), планов по строительству судов и развитию портовой инфраструктуры. Оценили спрос на продукцию и санкционные риски в разных сценариях, наложили характеристики флота, учитывающие расход топлива на основе паспорта каждого судна», – объяснила Мария Полякова.
При этом оцениваются:
- выбросы CO₂,
- потребность в ледоколах,
- «тонны на СПГ» альтернативные «тоннам на мазуте»,
- евро-эквивалент климатической экономии,
- потенциал декарбонизации.
Таким образом эксперты получили точный цифровой двойник Северного морского пути. И речь уже идет не просто про тонны груза, а тонны груза с углеродным паспортом, что особенно актуально в связи с планами России по увеличению грузопотока по арктической артерии с 38 млн тонн грузов в 2024 году до 100 млн тонн к 2030-му.
«Так постепенно появляется климатический калькулятор Севморпути и новая масштабируемая методология климатического NPV (чистой приведенной стоимости) – она может стать актуальной для инвесторов и регуляторов», – сказала эксперт.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Цифровой двойник СМП становится инструментом стратегического планирования. С учетом этой модели и при содействии Востокгосплана, Росатом и другие стейкхолдеры разрабатывают Стратегию развития Севморпути. Прогнозы «двойника» учитываются в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации.
«Следующим шагом было бы логично создать единую систему мониторинга выбросов и обеспечить возможную интеграцию с европейскими или китайскими системами углеродного регулирования, постепенно переходить на СПГ-флот, – подытожила Мария Полякова. – Далее можно внедрить климатический NPV для всех арктических проектов и судов, оценивая не только денежный поток, но и климатический эффект, который будет приносить экономию углеродных платежей».
По ее словам, для обеспечения устойчивого низкоуглеродного развития Арктики стоит задуматься и о международном климатическом консорциуме по развитию Севморпути. В него могли бы войти Россия, Китай, Индия и другие страны, поддерживающие единые стандарты мониторинга и готовые создавать совместные метео- и ледовые сервисы.
*Kept – сеть компаний, которые оказывают аудиторские и консультационные услуги.