Влияние искусственного интеллекта (ИИ) и роботизации на мировую и российскую экономику вошло в число главных тем юбилейного X Международного форума Финансового университета «Россия: образ будущего». Это уникальное мероприятие – одна из ведущих интеллектуальных площадок, где обсуждается развитие экономики и политики. Здесь собираются представители власти, бизнеса и научного сообщества из многих стран.

Лейтмотив обсуждений форума обозначил на пленарной сессии Министр финансов РФ Антон Силуанов, заявив о технологическом развитии как о ключевом тренде российской экономики. 

«Сегодня именно лидерство в сфере искусственного интеллекта становится ключевым фактором успеха. Фактически, в экономике идет борьба за производительность и за то, кто сможет быстрее и глубже интегрировать искусственный интеллект в ключевые отрасли. Отмечу, Минфин России стал первым среди ведомств, внедривших искусственный интеллект в свою работу», – подчеркнул он.

Тему продолжили профильные дискуссии. Особое внимание экспертов привлекла конференция «Интеллектуальные сервисы, продукты и услуги в образе будущего российской экономики». На ней говорили о том, как важно проектировать будущее искусственного интеллекта для получения наибольшего и даже синергетического эффекта. Использование ИИ в работе государственных институтов стало темой выступления директора по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елены Агешиной.

«Искусственный интеллект сегодня способен генерировать тексты, обрабатывать таблицы, готовить документы и визуализировать идеи, что значительно ускоряет и оптимизирует рабочий процесс. Надо лишь помнить, что это не замена специалисту, а его эффективный инструмент, многофункциональный помощник, – отметила Елена Агешина. – ИИ берет на себя рутину: от написания текстов и анализа данных до создания иллюстраций и документов».

Можно ли «принять» компьютерный разум на госслужбу? Как отметила эксперт Востокгосплана, технологии ИИ открывают новые возможности для повышения качества работы всех ветвей государственной власти. Она рассказала о направлениях, в которых использование искусственного интеллекта не просто оправданно, но и весьма эффективно.

Исполнительная власть:

  • Предиктивная аналитика для распределения бюджета.
  • Автоматизация обработки обращений и предоставления госуслуг через интеллектуальные чат-боты.
  • Мониторинг инфраструктуры (ЖКХ, транспорт).

Законодательная власть:

  • Анализ больших данных для оценки эффективности законов.
  • Моделирование последствий принятия законопроектов («что будет с экономикой региона, если ввести налоговую льготу X».

Судебная власть:

  • Автоматическая расшифровка заседаний.
  • Помощь в поиске прецедентов.
  • Подготовка проектов типовых решений.

Примеров использования ИИ в госуправлении в мире достаточно.

«В российской практике искусственный интеллект применяется достаточно широко, – продолжила Елена Агешина. – Например, в организациях Минфина таким образом ускоряют администрирование бюджетного процесса. Для ФНС эффективными оказались автоматизированный контроль НДС, чат-боты для консультаций. Правительство Москвы внедряет инновации в метро (система распознавания лиц), в медицине (анализ снимков КТ/МРТ) и других сферах. Аналитический центр при Правительстве РФ использует ИИ в управлении на основе данных (НСУД), при мониторинге нацпроектов».

При этом директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам Востокгосплана отдельно остановилась на возможных угрозах при использовании ИИ в государственных структурах. Среди них и проблемы информационной безопасности, и непрозрачность алгоритмов принятия решений, и социальные риски (бурное развитие искусственного интеллекта может привести к сокращению штата госслужащих низшего звена). К тому же, как показывает опыт, компьютерный разум не застрахован при анализе данных от ошибок различного плана. Иногда они возникают от некорректной информации в госреестрах, иногда по другим причинам.

Все это необходимо учитывать. Тем не менее возможности, которые открывает искусственный интеллект в госпланировании, особенно на этапе аналитики, велики, и их надо использовать.

«Интеграция ИИ в условиях технологической гонки – первостепенный вызов для государства», – подытожила Елена Агешина.