О динамике роста спроса на электроэнергию и сценариях развития рынка электроэнергетики на Дальнем Востоке в перспективе до 2036 года на Международном «Дальневосточном энергетическом форуме» рассказала директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина.

За 10 лет потребление электроэнергии на Дальнем Востоке выросло на 33%, а по стране – только на 14%. Крупнейшие потребители в ДФО: транспортная и добывающая отрасли – 19% и 16% соответственно, а также население – 17%.

«Потребление электроэнергии населением росло вопреки снижению его численности.Тренд определялся динамикой строительства жилья, темпы которого с 2013 года (за исключением общего спада с 2015 по 2018 годы) превышали среднероссийские – в 2024 г. к 2013 г. на 11%», – пояснила директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина.

Доля добывающей отрасли в структуре экономики с 2016 г. по 2023 г. увеличилась на 6%(до 30%). Доля транспорта осталась чуть более 11% из-за существенного роста добывающего сектора в структуре ВРП.

Вызовы развития рынка электроэнергии в ДФО связаны как с высоким износом генерирующих мощностей, так и распределительных сетей. Есть потребность в строительстве крупных объектов.

Среди обсуждаемых проектов

  • энергомост между ОЭС Сибири и ОЭС Дальнего Востока,
  • высоковольтная линия электропередачи постоянного тока из Красноярского края до Бурятии и Забайкалья

Как следствие, по оценкам Минэнерго России, к 2030 году дефицит мощности может достигнуть 3,3 ГВт. В равных объемах он коснётся ОЭС Востока (промышленные районы Республики Саха (Якутии) и Хабаровского края, Еврейская автономная и Амурская области, Приморский край) и Юго-востока ОЭС Сибири (Забайкальский край и Республика Бурятия), а также ТИТЭС (Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край и Чукотский автономный округ).

Оценка дефицита мощности в 3,3 ГВт к 2030 году опирается на текущую динамику экономики ДФО и прогнозируемые потребности в электроэнергии инвестиционных проектов, с высоким статусом начала или продолжения реализации.

В случае запуска проектов целевого сценария развития ДФО (то есть интенсивного, наиболее желаемого варианта развития), оценка дефицитамощности вырастает до 5 ГВт.

Оба сценария несут риски строительства избыточной генерации, что приведет к росту тарифов для всех потребителей.

«Стратегическим документом, решающим проблемы энергодефицита и отвечающим на вызовы, должна стать Программа развития электроэнергетики Дальнего Востока. Мы ожидаем, что документ определит, генеральную схему развития электроэнергетики ДФО до 2050 года – за счет строительства каких новых объектов генерации и электросетевого хозяйства, а также модернизации какой инфраструктуры будут удовлетворяться потребности в электроэнергии. Из каких источников будет финансироваться развитие дальневосточной электроэнергетики и какие рыночные механизмы будут применяться для привлечения инвестиций в отрасль», – подчеркнула Елена Агешина.

В Востокгосплане построили прогноз развития экономики ДФО, рассчитав 850 показателей по 13 направлениям, в том числе производство электроэнергии и ее потребление населением, отраслями экономики и самой сферой электроэнергетики.

«При росте ВРП совокупно за 12 лет на 14,3 трлн рублей потребление электроэнергии составит 107 млрд кВт/ч (80% роста за счет отраслей экономики). Аналогичная цифра в Генсхеме – 106 млрд кВт/ч. Если посмотреть в процентах, то рост ВРП на 37% к 2036 году сопровождается увеличением потребления электроэнергии на 28% (по Генсхеме – 32% – расхождение за счет разной базы). В конце 2024 года мы обсуждали с Минэнерго результаты нашего прогнозирования и коллеги согласились, что встречный прогноз правильный», –  прокомментировала Елена Агешина.

Вопрос строительства и модернизации не обсуждается, фундаментальная проблема – источник ресурсов. Амбициозные проекты нуждаются в государственной поддержке и рискованны для частных инвесторов.

Вместе с тем, энергетика уже на этапе строительства даст импульс развития другим отраслям. Строительство объектов генерации и сетей – это также в рамках идеи Национального технологического суверенитета. От энергетики зависит снижение издержек производства, то есть решение масштабной многолетней проблемы Дальнего Востока.