Аналитики ФАНУ «Востокгосплан» отметили высокую обеспеченность Дальнего Востока железнодорожной инфраструктурой и подчеркнули необходимость наращивания провозных мощностей БАМа и Транссиба из-за роста грузооборота.
«Несмотря на высокую обеспеченность железнодорожной инфраструктурой в сравнении со среднероссийскими параметрами, существуют «узкие места», не позволяющие реализовать имеющийся логистический потенциал макрорегиона, наличие которого обусловлено уникальным экономико-географическим положением. Это связано с отсутствием синхронности развития дальневосточных портов и железных дорог. Прирост портовых мощностей, обусловленный ростом экспорта сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона явно опережает темпы увеличения провозных способностей БАМа и Транссиба», – сообщают эксперты.
Так грузооборот дальневосточных портов, по данным Ассоциации морских торговых портов, составлял 125,3 млн тонн в 2011 году, в 2019-м он уже достиг 213,5 млн тонн (рост в 1,7 раза), а к 2030 году и этот объем планируется удвоить.
«Вопросы наращивания провозных мощностей БАМа и Транссиба являются весьма актуальными еще и с точки зрения необходимости максимального использования увеличивающихся портовых мощностей и роста объемов внешней торговли страны», – отмечают аналитики.
На сегодняшний день железнодорожные пути проходят по территории восьми субъектов Дальневосточного федерального округа. Из них во всех регионах, кроме Республики Саха (Якутия), плотность железнодорожных путей в освоенной части территории существенно превышает среднероссийские значения.
В северных регионах – Магаданской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе железнодорожная инфраструктура общего пользования отсутствует. «Это объясняется экономической нецелесообразностью ее создания, а также условиями рельефа, большой площадью территории и малой численностью населения, проживающего в данной местности», – отмечают эксперты «Востокгосплан».