В конце прошлой недели стало известно, что китайская сторона согласовала проект строительства грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском острове близ Хабаровска.
Как новый пункт пропуска повлияет на экономику Хабаровского края? Какой бизнес получит импульс для развития? Можно ли спрогнозировать изменение грузопотоков?
Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в интервью административного директора ФАНУ «Востокгосплан» Виталия Кубичека телеканалу «Хабаровск».
О проблемах
Сегодня, чтобы доставить, например, минеральную изоляцию из Хабаровска в Китай, производитель вынужден делать крюк до погранпереходов Приморского края, либо до Благовещенска, а это дополнительные 700 км. Да, на территории Хабаровского края функционирует погранпереход Покровка – Жаохэ. Однако он не круглогодичный, действует 7-8 месяцев в году, в навигацию работает паром. Между тем для логистики важна ритмичность и бесперебойность поставок.
О перспективах
Уже сейчас наблюдается рост трансграничной торговли, грузооборот автомобильных пунктов пропуска в макрорегионе увеличился на 115%, оборот контейнеров на 22%. А проект создания пункта пропуска на Большом Уссурийском – это дополнительные грузо- и пассажиропотоки, которые будут формировать спрос на сопутствующие услуги – хранение, страхование, гостиничные, общественного питания и многие другие.
О бенефициарах
Основной выгодоприобретатель от открытия пункта пропуска – бизнес в сфере логистики и туризма. В свою очередь, эти предприятия станут локомотивом для развития сопутствующих и обеспечивающих отраслей экономики – торговли, строительства, обрабатывающих производств и других. Говоря про мультипликационный эффект, мы понимаем: чтобы растущий товаропоток создавал больше добавленной стоимости для экономики региона, необходимо формирование логистической и сопутствующей инфраструктуры. Сегодня она выступает сдерживающим фактором для развития.
Об изменениях для ДФО
Сегодня, помимо пунктов пропуска, действующих на территории Хабаровского края, для торгового и туристического сотрудничества с Китаем активно используется инфраструктура Приморского и Забайкальского краев, Амурской и Еврейской областей. Большая часть этих объектов зачастую перегружена или функционирует сезонно. Бизнесу необходимы круглогодичные прямые каналы для организации экспортно-импортных поставок. Поэтому с открытием пункта попуска на Большом Уссурийском можно ожидать изменения трансграничных логистических цепочек.
Запись интервью административного директора ФАНУ «Востокгосплан» Виталия Кубичека телеканалу «Хабаровск».