В кампусе «Михайловская дача» Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета проходит ежегодная студенческая конференция «Менеджмент Будущего» 2024. Конференция стартовала 24 октября с Центральной пленарной сессии на тему «Экономика Арктики и Дальнего Востока: рост на стыке компетенций».
Модератором дискуссии выступила Ольга Дергунова, заместитель президента- председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ.
«Тема конференции “Рост на стыке компетенции” и в этой связи мы не случайно говорим про Арктику. Развитие этого региона будет зависеть от людей, которые за счет инновационных проектов и технологий, должны сделать территорию вечной мерзлоты более дружелюбной как для людей, которые там живут, так и для экономики страны в целом. А самые смелые идеи всегда рождаются на стыке дисциплин. Я уверена, как когда-то Суэцкий канал кардинально переопределил движение мировой торговли, так сегодня Северный морской путь и Арктика переопределяют движение грузов и направления инвестиций», — отметила Ольга Дергунова, открывая дискуссию.
По мнению модератора дискуссии, современным молодым управленцам сильно повезло. Потому что как раз те компетенции, которые должны быть у современного лидера, дополненные проектами и местом, где их можно проявить, создают уникальный сплав возможностей, а Арктика становится не отдаленным регионом, а близким и понятным проектом – местом приложения сил современных молодых лидеров.
Что же такое Арктика сегодня для развития России? Почему развитие этого региона важно? Каковы приоритеты развития Арктики сегодня? На эти вопросы Ольга Дегрунова пригласила ответить директора ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» Михаила Кузнецова.
«Арктика сегодня в фокусе государственной политики России. 22 октября Глава Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по вопросам развития Арктической зоны России. Востокгосплан принимал активное участие в ее подготовке. А по итогам сессии было принято решение в начале 2025 года пересмотреть стратегию социально-экономического развития Арктики, заложить в нее новые идеи и смыслы, подойти к разработке стратегии с учетом новых рисков», – поделился с участниками конференции Михаил Кузнецов.
По словам директора Востокгосплана, российская Арктика во многом уникальна. Наша страна владеет значительной частью арктических территорий, и на них расположены самые крупные арктические архипелаги. В России самая большая площадь вечной мерзлоты, самые крупные города за Полярным кругом тоже находятся в российской Арктике. А еще Арктика – это тысячи километров уникальной нетронутой природы – самый большой природный заповедник.
«Так почему же мы все здесь, а не в Арктике? – задал риторический вопрос Михаил Кузнецов. – Среднегодовая температура в минусе, отопительный период в 1,5 раза дольше, чем в среднем по России, полярная ночь длится 2 месяца, многолетняя мерзлота и высокие цены на электроэнергию, транспорт, товары первой необходимости. Тем не менее Арктика стала одним из важнейших приоритетов государственной политики России. Потому что у этой территории уникальный потенциал развития», – отметил Михаил Кузнецов и обозначил шесть вызовов и задачи, которые необходимо решить, чтобы ответить на них.
Первый вызов – организовать рентабельную добычу природных богатств
На территории всей Арктики залегает 80-90 млрд тонн нефти, 85 трлн кубометров природного газа. В составе России более половины этих территорий.
Дополнительно еще твердые полезные ископаемые – это и месторождение меди Баимской рудной зоны, и алмазы Якутии, золото и редкоземельные металлы. Добычу в Арктике ведет множество компаний. К 2035 году в Арктике будут реализованы инвестиционные проекты на 34 трлн рублей.
«Однако существует ряд задач, которые нам предстоит решить. Например, мы до конца не знаем объем запасов полезных ископаемых, геологическая освоенность региона – 35-40%, дообследовать территории Арктики еще предстоит, – отметил Михаил Кузнецов. – Очень дорогая электроэнергия – для развития предприятий и городов нужна доступная и надежная энергетика. И нам необходимо развивать транспортную доступность Арктики, чтобы вывезти добытые нефть, газ и металлы», – обозначил приоритетные задачи директор Востокгосплана.
Второй вызов – обеспечить транспортировку природных ресурсов и надежный международный транзит
Развитие транспортной доступности Арктики связана с развитием Северного морского пути (СМП) – открытием круглогодичной навигации и транзитом международных грузов по новой северной транспортной артерии.
«В лучшие советские времена по СМП перевозили 6 млн тонн грузов в год. Сейчас – 34 млн тонн, по прогнозу в 2035 году грузопоток вырастет до 180 – 230 млн тонн, существенной частью которого будет международный транзит. За последние годы он вырос со скромных 0,5 млн до 2 млн тонн. Но вызовов много. Это не только погода и климат, – подчеркнул Михаил Кузнецов, – Для того, чтобы вывезти добытые в Арктике богатства, в ближайшие 15 лет надо построить мощный грузовой флот, дооснастить группировку ледоколов и сделать это без импортных комплектующих. Нам предстоит заместить зарубежные технологии на российской территории. Игра стоит свеч. Экономика, которая связана только с развитием СМП, принесет 60 трлн рублей дополнительной добавленной стоимости до 2035 года».
Третий вызов – создать комфортные условия жизни людей в Арктике
В Арктике живет всего 2,4 млн человек. Одним из барьеров развития региона является дефицит трудовых ресурсов. В Арктику в ближайшие годы необходимо привлеч минимум 80 тыс человек. Для этого с участием Востокгосплана разработаны мастер-планы 16 опорных населенных пунктов.
«Для каждого города или поселка мы ищем особые решения, которые позволят повысить комфортность жизни и обязательно занимаемся планированием развития городской экономики, – отметил директор Востокгосплана и привел пример – поиск решений для обновления г. Воркута. – Как диверсифиировать город, в котором за Полярным кругом жило 70 тыс. человек. Его экономика строилась на добыче угля. Сейчас уголь заканчивается, и в долгосрочной перспективе в мире спрос на уголь будет сокращаться. Переселить всех – слишком дорого, это сотни миллиардов рублей. Мы предложили диверсифицировать экономику города – построить в Воркуте завод по производству минеральных удобрений. Для производства нужны газ и электроэнергия. Они там есть – мимо Воркуты проходит газовый трубопровод. Завод по производству минеральных удобрений создаст 5-6 тыс рабочих мест, вокруг вырастет еще сервисная экономика. Плюс – провести «управляемое сжатие» города – уплотнить расселение, переселив жителей из полупустых домов, построенных по технологии 70-х годов прошлого столетия, в современные компактные районы».
Четвертый вызов – адаптироваться к изменениям климата, надежно строить и эксплуатировать здания и инфраструктуру на многолетней мерзлоте
Рост среднегодовой температуры воздуха в Арктике происходит в 2,5 раза быстрее, чем в среднем в мире. В связи с этим наблюдается таяние верхних слоев вечной мерзлоты, что создает экономические, экологические и социальные риски.
«Мерзлота тает – разрушаются инфраструткура, дома. С 2000 года 80 зданий разрушились из-за таяния мерзлоты – мы уже потеряли 80 млрд. рублей. До 10 трлн рублей возможен ущерб от разрушения зданий до 2035 года. И вопрос в том, куда мы вложим планируемые 34 трлн инвестиций. Необходимы новые стандарты строительства на мерзлоте. Мы должны научиться прогнозировать риски разрушения зданий. Поэтому мы решили, что необходимо разработать государственную систему геотехнического мониторинга, которая будет заранее предупреждать об этом», – поделился планами Михаил Кузнецов.
Пятый вызов – сохранить хрупкий экологический баланс в Арктике
«За годы завоза топлива в регион накопилось значительно количество бочек, затонувшие суда остаются под водой, – в Арктике брошено много мусора и нам предстоит очистить эти территории от хлама», – отметил директор Востокгосплана.
Шестой вызов – соблюсти интересы коренных народов
В Арктике проживает около 100 тысяч коренных малочисленных народов, которые ведут традиционное хозяйство. По мнению Михаила Кузнецова, для интеграции коренных жителей в современную экономику их необходимо обеспечить современной инфраструктурой и сохранить уникальный традиционный быт. Еще 3-5% экономики может добавить экологический и этнотуризм в Арктике.
«Арктика – важнейший приоритет России. Экономика региона активно развивается и люди, которые связаны с Арктикой, тоже развиваются благодаря новым проектам. Ресурсы – это дар, который заканчивается. Пока он у тебя есть, нужно придумать, что ты будешь делать дальше, а для этого нужно инвестировать доходы во что-то перспективное и умное. В Арктике мы так и делаем», – отметил директор Востокгосплана.